Новости

Вагоны свозят в монополию: операторы хотят передать их ОАО РЖД

Рынок железнодорожных грузоперевозок может вновь консолидироваться: как стало известно "Ъ", крупные операторы обсуждают передачу большей части своих полувагонов ОАО РЖД. Речь может идти о 170 тыс. вагонов -- более 13% всего парка РФ. До сих пор частные компании отказывались передавать ОАО РЖД свой парк, но на фоне падения грузоперевозок монополия может предложить операторам условия выгоднее рынка.

О том, что ОАО РЖД может взять в аренду вагоны Первой грузовой компании (ПГК), Федеральной грузовой компании (ФГК) и "Нефтетранссервиса" (НТС), "Ъ" рассказали источники, знакомые с ходом переговоров. По словам одного из собеседников "Ъ", монополия может забрать у операторов большую часть полувагонов, кроме парка, задействованного в долгосрочных контрактах с фиксированными ставками или формулой цены. Договоренность должна быть достигнута до конца сентября. В ПГК пояснили "Ъ", что от ОАО РЖД регулярно поступают предложения по консолидации вагонов и теперь компания действительно рассматривает вариант передачи в аренду монополии части парка. Об этом же говорят в НТС, отмечая, что при текущей экономической конъюнктуре передача вагонов должна стабилизировать ситуацию на рынке.

У ОАО РЖД к настоящему моменту остались локомотивный парк и лишь около 50 тыс. вагонов. Свой парк монополия к 2010 году передало дочерним ПГК (в 2012-2013 годах компанию купила UCL Holding Владимира Лисина) и ФГК. Но в 2011 году ОАО РЖД привлекало около 120 тыс. вагонов ПГК на условиях агентской схемы, а в 2012 году -- парк ФГК по ставке 1 тыс. руб. за вагон в сутки. Предложение делалось и частным операторам, но при рыночной ставке 1,5 тыс. руб. за вагон оно никого не интересовало.

Сейчас в собственности и управлении у ФГК и ПГК 120,8 тыс. и 113,8 тыс. полувагонов соответственно, у НТС -- 38 тыс. полувагонов. По оценке главы "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, по долгосрочным контрактам у ПГК задействовано около 50 тыс. полувагонов, прежде всего для НЛМК и "Северстали", у НТС -- свыше 10 тыс. единиц для "Евраза". В сделку, скорее всего, не попадут и вагоны, находящиеся в финансовом лизинге: платежи по ним выше потенциальных доходов от сдачи в аренду. По подсчетам эксперта, ОАО РЖД может получить около 170 тыс. полувагонов. Интересной для операторов идею ОАО РЖД сделало падение рынка. В январе-августе погрузка на железных дорогах снизилась на 1,4%, до 808,4 млн тонн, доходность от сдачи вагонов в аренду также упала. По оценке "Запсиб-Транссервиса", средняя суточная доходность полувагона составляет порядка 450 руб., хотя собеседник "Ъ" в другой крупной компании говорит, что у ряда участников рынка она может достигать 600 руб. и выше. Источник "Ъ" говорит, что расчет цены аренды будет идти по прейскуранту 10-01 (основное тарифное руководство железных дорог), ставки по которому сейчас выше рыночных. Но источник "Ъ" в правительстве отмечает, что смысла привлекать частные вагоны по ставкам выше рыночных нет.

Юлия Галлямова 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное