Вчера премьер Дмитрий Медведев по итогам встречи со своим китайским коллегой Ли Кэцяном (см. стр. 6) сообщил, что Москва и Пекин рассчитывают договориться о поставках газа по "западному" маршруту в Китай (проект "Алтай") только в 2015 году. Еще в сентябре глава "Газпрома" Алексей Миллер говорил, что монополия готова подписать с CNPC контракт о поставках газа по западному маршруту в ноябре. Об этом же говорил министр энергетики Александр Новак. Таким образом, надежды России на быстрое продвижение давно буксующих проектов с Китаем не оправдались.
В рамках текущего визита удалось только подписать давно готовившееся межправсоглашение по газу, необходимое, чтобы официально вступил в силу уже заключенный контракт "Газпрома" и CNPC по восточному маршруту (газопровод "Сила Сибири", 38 млрд кубометров в год в течение 30 лет).
Также компании подписали техническое допсоглашение к основному контракту, но вопрос о ставках по авансу, который, по данным источников "Ъ", тормозит все переговоры с Китаем, остается открытым.
При этом Алексей Миллер подтвердил, что "Газпром" готов отказаться от проекта "Владивосток СПГ" в пользу поставок трубопроводного газа в Китай, подчеркнув, что "это может быть полной альтернативой". Речь идет о дополнительных поставках 15 млрд кубометров газа в год с возможным наращиванием объемов с учетом роста добычи на Сахалине. Таким образом, монополия может существенно изменить свою Восточную газовую программу, куда входил "Владивосток СПГ", и отказаться от планов по расширению присутствия на мировом рынке сжиженного газа. До сих пор желание получить на нем долю в 15%, диверсифицировав поставки, называлось в числе основных приоритетов "Газпрома". Но в начале октября Алексей Миллер уже отмечал, что "стратегия на диверсификацию способов доставки газа не работает", поскольку доля СПГ на мировом рынке достигла 30%, больше не растет.
Позиция "Газпрома" может быть связана с тем, что в текущей ситуации почти невозможно привлечь финансирование под проект во Владивостоке, говорит глава подразделения СПГ в ICIS Heren Роман Казьмин. Он добавляет, что монополия рассчитывала использовать американскую технологию сжижения, доступ к которой сейчас под угрозой из-за санкций. Поставка сахалинского газа по газопроводу Сахалин--Хабаровск--Владивосток потребует гораздо меньших вложений, признает эксперт. В то же время, по его мнению, отказ от завода во Владивостоке увеличивает риски "Газпрома".
Между тем вчера Ли Кэцян в интервью телеканалу "Россия 24" сообщил, что "принято решение по организации СП Китая и России по созданию СПГ". Что именно имел в виду премьер КНР, выяснить не удалось. Теоретически господин Кэцян мог говорить об уже имеющейся у CNPC доле в проекте "Ямал СПГ" (НОВАТЭКу принадлежит 60%, CNPC и французской Total -- по 20%). Такую версию косвенно подтверждают слова министра энергетики Александра Новака. В интервью телеканалу "Россия 24" он напомнил об участии китайской компании в "Ямал СПГ". Источники "Ъ", близкие к госкомпаниям, уверяют, что о СПГ-проектах с Китаем не договаривались, кивая на НОВАТЭК.
Новости
Россия и Китай не смогли быстро договориться о поставках газа по "западному" маршруту
Вопреки надеждам "Газпрома" и правительства, Москва и Пекин не смогли быстро договориться о поставках газа по "западному" маршруту, обсуждение перенесено, и сроки уже не ставятся. Зато Китай упомянул о создании с Россией некоего СП по СПГ. Разъяснить ситуацию не взялись ни чиновники, ни участники рынка. Если это новый проект, то речь может идти о втором СПГ-заводе на Ямале, который планирует построить НОВАТЭК. Последний вчера как раз получил право экспорта СПГ под этот завод. "Газпром" же, наоборот, подтвердил реальность отказа от своего СПГ-проекта во Владивостоке, то есть диверсификация бизнеса монополии становится все менее вероятной.
Полный текст материала на
http://www.kommersant.ru/
/
Коммерсантъ
/
Подпишитесь на наш Telegram-канал
SIA.RU: Главное
SIA.RU: Главное



