Вчера Басманный райсуд продлил до 16 марта срок домашнего ареста главе АФК "Система" Владимиру Евтушенкову. Защита рассчитывала на его освобождение, так как контрольный пакет акций "Башнефти", принадлежащий АФК, по решению арбитража был возвращен государству и последствия вменяемого в вину господину Евтушенкову преступления перестали быть тяжкими. С другой стороны, решение арбитража, признавшего незаконным все сделки с акциями, стало доказательством виновности участвовавшего в них главы "Системы". Теперь СКР может воспользоваться этим, чтобы завершить расследование.
На вчерашнем заседании суда разбирающийся с уголовным делом о присвоении и легализации акций предприятий (ст. 160 и 174 УК РФ) башкирский теплоэнергетический комплекс следователь ГСУ СКР Алексей Весельев выступил с ходатайством о продлении домашнего ареста для обвиняемого Евтушенкова еще на четыре месяца. Свою позицию следователь мотивировал теми же аргументами, которые приводил в Басманном суде два месяца назад, добиваясь первого заключения главы АФК под домашний арест. По версии господина Весельева, будучи на свободе, Владимир Евтушенков может задействовать свое влияние и значительные материальные ресурсы для того, чтобы скрыться за границей или оказать воздействие на свидетелей по делу.
Представитель СКР отметил также, что уголовное дело о присвоении и легализации акций "Башнефти", учитывая его масштабы и особую сложность, будет расследоваться как минимум до апреля 2015 года и все это время главный обвиняемый должен быть доступен для участия в допросах и других следственных действиях.
Касаясь условий содержания обвиняемого под надзором, господин Весельев попросил Басманный суд оставить в силе все наложенные на господина Евтушенкова ограничения. Ему, напомним, уже два месяца запрещено покидать свою подмосковную резиденцию в Жуковке без разрешения Алексея Весельева, пользоваться телефоном, интернетом, услугами почты, а также вступать в личные контакты с "любыми лицами" кроме близких родственников, следователя, адвокатов и охраняющих арестанта сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний.
"Я считаю, что было бы больше пользы, если бы я работал, вместо того чтобы сидеть дома",— сказал на это глава АФК, не признающий свою вину. По его словам, он ни разу не нарушил запреты, наложенные на него судом, и сотрудничал с СКР в течение восьми месяцев, что идет расследование уголовного дела. "Находясь на свободе, ни скрываться, ни оказывать давление, ни тому подобное я не собираюсь",— сказал он.
Адвокат обвиняемого Александр Гофштейн, в свою очередь, назвал требования следствия немотивированными. Защитник отметил, что в поданном ходатайстве содержится запрет на общение господина Евтушенкова, например, с надзирающим за расследованием уголовного дела прокурором, к которому любой гражданин имеет право обратиться в случае нарушения его прав. "Мой клиент, по версии следствия, не может разговаривать даже с вами",— отметил адвокат, обращаясь к судье Валентине Левашовой. Следствие, по мнению защитника, вообще лишает обвиняемого права участвовать в судах, поскольку вся подготовка к заседаниям традиционно осуществляется через повестки, пересылаемые по запрещенной для него почте.
Автор ходатайства, как полагает защитник Гофштейн, вообще не привел каких-либо доказательств, свидетельствующих о необходимости изоляции его клиента.
Другой защитник Владимир Козин выступил с уже знакомым участникам ранних судебных процессов по этому делу заявлением, взятым как будто из рекламного буклета АФК "Система". По словам господина Козина, рассматривая ходатайство СКР, Басманный суд должен учесть, что имеет дело не с обычным обвиняемым, а с "выдающейся личностью", человеком, который "многое сделал для страны и ее граждан". Созданная Владимиром Евтушенковым АФК "Система", как заявил господин Козин, имела до возбуждения уголовного дела совокупные активы $45 млрд, штат более 200 тыс. сотрудников и обслуживала 100 млн потребителей в разных сферах экономики. Отсутствие же господина Евтушенкова на работе из-за ареста, по мнению оратора, может привести к "чудовищным последствиям" — таким как срыв контрактов, инвестпроектов и отсрочка необходимых платежей в бюджет. С учетом этого обстоятельства господин Козин порекомендовал суду отказать СКР в удовлетворении ходатайства и предоставить его клиенту возможность "дальше творить добро и трудиться во благо людей".
Следователь Весельев опроверг доводы защитников. Касаясь будто бы слишком строгих запретов на контакты обвиняемого, представитель СКР сообщил суду, что господин Евтушенков по его разрешению ежедневно общается с сотней людей.
По мнению следователя, говорить о возможном крахе АФК "Система" из-за наложенных на ее основателя ограничений тоже преждевременно. "Корпорация нормально функционирует, а ее президент Михаил Шамолин имеет все необходимые полномочия",— отметил господин Весельев.
Выслушав аргументы сторон, Басманный суд продлил домашний арест господину Евтушенкову еще на четыре месяца — до 16 марта. Защита собирается обратиться с жалобой в Мосгорсуд.
Однако после вступления в силу решение арбитража будет иметь преюдиционное значение и по уголовному делу. Арбитраж фактически признал незаконными действия правительства Башкирии, разрешившего приватизировать акции предприятий башкирского теплоэнергетического комплекса и все последующие сделки с ними. В результате следствие получило доказательства виновности как сына бывшего президента Башкирии Урала Рахимова (находится в международном розыске), получившего акции благодаря влиянию своего отца, так и господина Евтушенкова, который, как считают в СКР, легализовал похищенное, приобретя ценные бумаги. Таким образом, опираясь на решение арбитража, СКР вполне может уложиться в отведенный ему сейчас срок до 28 апреля для окончания расследования. При этом очевидно, что для фигуранта Евтушенкова его итоги не будут иметь серьезных юридических последствий.
Сергий Машкин, Николай Сергеев




SIA.RU: Главное