Новости

"Деньги российским компаниям на Востоке собираются давать постепенно"

Старший вице-президент банка ²Российский кредит⌡ Алексей Иванов о правилах выхода на рынок Юго-Восточной Азии

Одним из первых в России покорять рынок Юго-Восточной Азии решил банк "Российский кредит" (БРК). О том, как грамотно выстраивать отношения с азиатскими инвесторами, чего от нас ждут на Востоке и с какими проблемами могут столкнуться банки, желающие поработать в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, журналу "Деньги" рассказал старший вице-президент банка "Российский кредит" Алексей Иванов.

Кира Васильева

Банк "Российский кредит" заявил о намерении выходить на рынок Юго-Восточной Азии. Расскажите, с чем связано это решение.

-- Планы по сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона у нас появились давно, задолго до известных санкционных событий. Еще в июле прошлого года мы получили первое предложение от ряда наших контрагентов рассмотреть возможность выхода на рынок Гонконга и других стран Юго-Восточной Азии. В ноябре 2013 года состоялась наша первая деловая поездка в Гонконг, прошли первые встречи с представителями Hong Kong Monetary Authority -- это гонконгский финансовый регулятор. Мы встречались с представителями департамента, отвечающего за работу с потенциальными партнерами. Мы также встретились с рядом инвесторов и банков, получили от них предложения совместно развивать бизнес и использовать по максимуму имеющиеся у обеих сторон возможности, включая работу на рынках долгового капитала. Приняли нас в Гонконге очень доброжелательно, потому что там всегда рады новым игрокам и новым возможностям развития бизнеса. Позже произошли те политические события, которые произошли, я имею в виду введение санкций и ответные меры российских властей. Они оказали определенное сдерживающее влияние на процесс сближения с партнерами из Азии, но я бы не сказал, что очень сильное. Наши коллеги в Гонконге  в целом к сложившейся вокруг России ситуации относятся достаточно сдержанно и спокойно.

Как вы считаете, последние политические события подстегнули российских банкиров налаживать контакты с коллегами из Юго-Восточной Азии?

-- Любой банк, любой финансовый институт всегда ищет возможность для укрупнения и расширения своего бизнеса. Раньше отечественные банки традиционно ориентировались на банки США и Европы, так как финансовые учреждения этих стран закрывали все потребности в долгосрочном и среднесрочном финансировании проектов. Сейчас, поскольку такие возможности существенно сузились, все стали смотреть на новые рынки, в первую очередь в сторону Юго-Восточной Азии.

С какими проблемами сталкиваются российские банки, приходя на восточный рынок?

-- В последнее время некоторые наши банки и компании, пытаясь выйти на рынок стран Юго-Восточной Азии, столкнулись с тем, что деньги им на Востоке давать никто не спешит. Потому что инвесторы и банки стран ЮВА готовы вкладывать средства только в проекты, которые в первую очередь связаны с развитием их собственных экономик.

В Гонконге нам сразу ясно дали понять, что компании, которые хотят прийти на местный рынок, только чтобы сделать один или два займа, не слишком им интересны. Если гонконгские инвесторы и банки понимают, что к ним идут только для того, чтобы взять денег на свои нужды, то они, конечно, будут работать с такими компаниями, но не активно. Партнеры в странах Юго-Восточной Азии смотрят на компанию, которая к ним приходит, как на комплексного участника тех процессов, которые там происходят. Они хотят, чтобы новые игроки проводили расчеты между клиентами из Гонконга и России, способствовали развитию внешнеторговых связей, работали на межбанковском рынке. Наш банк тоже выступает за комплексное развитие отношений.

Какие-то конкретные шаги банком "Российский кредит" уже сделаны в направлении сотрудничества с Гонконгом?

-- В Гонконге есть три пути развития бизнес-отношений. Первый, по которому пошли крупные российские игроки, например ВЭБ и Газпромбанк,-- это регистрация компании, получение лицензии на работу на местном финансовом рынке и постепенная интеграция банка в проходящие там бизнес-процессы. Второй путь -- это открытие филиала с ограниченной лицензией, которая позволяет работать на местном рынке, но не дает права банку привлекать депозиты от местных юридических и физических лиц. И третий вариант -- это открытие полноценного филиала, практически не ограниченного в возможностях и работающего на тех же условиях, что и банки Гонконга. Критерии отбора партнеров, которые хотят работать по третьему сценарию, у властей Гонконга очень жесткие.

Мы будем выходить на рынки ЮВА постепенно. Недавно мы установили прямые корреспондентские отношения с Bank of China (Гонконг), пройдя сложную процедуру KYC и проверку своей текущей финансовой устойчивости. Наличие прямого корсчета в юанях уже позволяет нам осуществлять обслуживание внешнеторговых контрактов как российских компаний, работающих в Гонконге и на китайском рынке, так и гонконгских и китайских компаний, работающих в России, оказывая клиентам услуги по полному спектру расчетов и организуя сделки в сфере торгового финансирования. В наших планах -- дальнейшее содействие развитию торгово-экономических отношений между российскими компаниями, работающими в странах Юго-Восточной Азии -- с одной стороны, и китайскими компаниями, которые хотят выйти на российский рынок,-- с другой. Это классическая функция банковского финансового посредничества, и ее выполнение ведет за собой работу с местными финансовыми институтами, инвестиционными компаниями. Далее можно будет поднимать вопрос о выходе на долговой рынок. Таким образом, азиатские инвесторы, оценивая нашу работу в регионе, будут понимать, зачем нам нужны деньги.

Я правильно понимаю, что это долгосрочные планы?

-- Да, мы не торопимся. И в Гонконге тоже никто не торопится.

Если говорить о текущей ситуации, то недавно мы начали сотрудничество с одним из ведущих рейтинговых агентств Китая China Chengxin (Asia Pacific) Credit Ratings Company Ltd по получению международного кредитного рейтинга в этом регионе. Вообще, рейтинговых агентств в Китае два. Есть агентство Dagoon, которое в основном присваивает суверенные рейтинги. Агентство China Chengxin, с которым мы работаем, является вторым по величине китайским рейтинговым агентством, в основном оно рейтингует банки, занимая при этом достаточно независимую позицию в плане рейтингования контрагентов.

Какие преимущества вам даст участие в рейтинге China Chengxin?

-- Это поможет в налаживании бизнес-отношений с местными контрагентами на начальных этапах, включая активную работу с местными инвесторами для последующих размещений долговых инструментов. Они сразу будут видеть, что нас проверило одно из ведущих рейтинговых агентств стран Юго-Восточной Азии, что для партнеров с Востока является важным репутационным показателем. Могу сказать, что подход у китайского рейтингового агентства очень серьезный, они изучают все публикации о нашем банке, следят за всеми изменениями и новостями, внимательно анализируют отчетность, мы общаемся с ними практически в каждодневном режиме. Поэтому нам с ними, с одной стороны, непросто, но, с другой стороны, мы надеемся, что результат оправдает наши ожидания, когда рейтинговая процедура будет завершена.

Вы налаживаете связи с партнерами в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, кроме Гонконга?

-- Сразу идти широким фронтом мы не собираемся. Гонконг -- это мировой финансовый центр, и для того, чтобы завоевать весь рынок Юго-Восточной Азии, нужно сначала хорошо себя зарекомендовать именно в Гонконге. Соответственно, если начать успешно работать там, то следующей на тебя обратит внимание вторая страна -- Сингапур. Дальше уже подтянутся остальные страны Юго-Восточной Азии -- Индонезия, Малайзия и другие. Но сначала надо сделать что-то значимое на одном рынке, тогда в других странах к этому проявят интерес и сами захотят с тобой работать.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное