О том, что акционеры коллекторского агентства "Линдорфф" (норвежская компания Lindorff, один из лидеров на европейском рынке взыскания долгов) неожиданно отказались от планов развития бизнеса в России, рассказали "Ъ" несколько источников, знакомых с ситуацией. "Решение было доведено до руководства российской "дочки" буквально на днях и стало полной неожиданностью,-- говорит один из собеседников "Ъ".-- Некоторое время назад акционеры "Линдорффа" утвердили план расширения компании на российском рынке, а потом резко передумали и велели сворачивать бизнес". По информации "Ъ", формально "Линдорфф" не покидает российский рынок, но бизнес компании будет законсервирован.
О планах Lindorff усилить свое присутствие в России "Ъ" сообщал 26 августа, когда для развития бизнеса на пост главы российской "дочки" был приглашен Олег Коган. В пятницу господин Коган подтвердил "Ъ", что планы акционеров "Линдорффа" изменились: в связи с рисками, связанными с санкциями, компания приняла решение отказаться от планов развития бизнеса на российском рынке. Господин Коган сохранит пост гендиректора в "Линдорффе".
По словам источников "Ъ", консервация бизнеса в России для Lindorff -- вынужденная мера. "Если бы сейчас российский бизнес можно было продать, акционеры это сделали бы",-- говорит собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией. Сейчас на коллекторском рынке сразу несколько средних по величине коллекторских агентств ищут покупателя, добавляет он.
Участники коллекторского рынка сходятся во мнении, что причина, по которой владельцы средних коллекторских агентств пытаются продать бизнес, в резком падении его доходности. По словам председателя совета директоров агентства "Русколлектор" Ильи Фомина, в текущем году даже при передаче банком долгов в работу по агентской схеме число заемщиков, совершающих платежи, снизилось в среднем на 20%. "Преимущественно это произошло в январе--мае из-за роста закредитованности в предыдущие периоды,-- говорит господин Фомин.-- Сейчас же ожидается рост безработицы, что усугубит ситуацию с неплатежами". То есть затраты на взыскание долгов растут, а платить большие комиссии банки, перед которыми стоит задача оптимизации расходов, не готовы, продолжает он.
По оценкам участников рынка, если в 2010-2011 годах доходность коллекторского бизнеса составляла 20% (то есть на каждый потраченный рубль коллектор получал 20 коп. прибыли), то сейчас она снизилась более чем вдвое. "Кроме того, привлекать средства, в частности для покупки портфелей, сейчас стало очень сложно. Поэтому сейчас развивать бизнес могут лишь крупные игроки, акционеры которых готовы инвестировать в этот бизнес, либо иностранцы, материнские структуры которых готовы предоставлять им финансирование",-- говорит собеседник "Ъ" в одном из средних российских коллекторских агентств.




SIA.RU: Главное