Новости

Генеральный конструктор Владимир Нестеров закончил работу над "Ангарой"

Генеральный конструктор новейшего космического ракетного комплекса "Ангара" Владимир Нестеров покинул свой пост в Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева (ГКНПЦ) практически сразу после ее успешного пуска. В ГКНПЦ его отставку подтвердили. О причинах своего ухода, а также о том, почему "Ангара" залетала только недавно, спустя более 20 лет после начала проекта, он рассказал в интервью корреспонденту "Ъ" Ивану Сафронову.

-- По какой причине вы приняли решение покинуть Центр имени Хруничева?

-- Когда я написал заявление об уходе с поста гендиректора предприятия после аварии "Протона" в 2012 году, то продолжил вести проект "Ангара" как первый заместитель гендиректора и генеральный конструктор. 23 декабря ракета улетела, я выполнил свою задачу, а потому больше не видел необходимости оставаться на предприятии. Не видело такой необходимости и новое руководство ГКНПЦ, поэтому 30 декабря ушел по соглашению сторон.

-- Сколько лет на самом деле велось создание "Ангары"?

-- Как начальник управления средств выведения я занимался "Ангарой" с самого начала, то есть с 1992 года, а с 2005 года, когда меня назначили генеральным директором Центра имени Хруничева, головного предприятия по этому проекту, я уже непосредственно нес персональную ответственность за его создание. Долгое время деньги на работы выделялись капельные: с 1992 по 2006 год мы получили менее 4% от общего объема. А первые хорошие деньги получили только в мае 2006 года, к ним еще тогда приплюсовался корейский контракт по созданию ступени для ракеты KSLV. В августе 2009 года универсальный ракетный модуль первой ступени "Ангары" уже полетел в составе корейского изделия. Поэтому все разговоры, что "Ангара" долго делалась, верны лишь отчасти: считай что за три с половиной года мы смогли выйти на летные испытания.

-- Почему тогда первый старт "Ангары" состоялся лишь в 2014 году?

-- Сначала планировалось осуществить первый пуск легкой "Ангары" в 2011 году, однако вследствие двух серьезных спадов по финансированию в 2009-2010 годах, когда по стране ударил кризис, военным (заказчиком ракеты выступает Минобороны РФ.-- "Ъ") пришлось распределять деньги на более важные задачи. Мы не смогли выдержать набранный темп, поскольку вместо 6 млрд получили только 2 млрд руб. В связи с чем запуск был перенесен на 2013 год. Но очень тяжело было потом это все раскрутить заново, поскольку работы были практически остановлены, поэтому пуск и в 2013 году был отложен. Сергей Шойгу (министр обороны РФ.-- "Ъ") взял лично под контроль вопросы "Ангары": каждый вторник он на селекторном совещании в обязательном порядке касался создания этого комплекса. Мало кто верил, что мы реально сможем осуществить пуск, но это произошло.

-- Декабрьский пуск тяжелой "Ангары-А5" прошел полностью штатно?

-- В момент подготовки ракеты к запуску были свои нюансы, но она улетела -- и в моем понимании сделала это прекрасно. Полученная нами телеметрия показала, что работа всех систем прошла без сбоев.

-- Когда ждать следующих пусков?

-- Легкая "Ангара-1.2ПП" была опытным образцом: она состояла из блока первой ступени и третьей ступени "Ангары-А5". Что касается штатной "Ангары-1", то по ней сейчас проводится лабораторно-стендовая отработка, в 2016 году специалисты проведут огневые испытания, после чего пойдет подготовка этой ракеты как штатного носителя, характеристики которого будут соответствовать тактико-техническому заданию Минобороны. "Ангару-А5" по заказу военных планируется изготовить к ноябрю 2015 года. Конкретную дату пуска и полезную нагрузку будет выбирать Минобороны как заказчик.

-- Какими видите перспективы еще более тяжелой "Ангары-А7"?

-- В конфигурации без водородного двигателя второй ступени она сможет вывести 35 тонн полезной нагрузки на орбиту, это очень достойный показатель. Примут ли Роскосмос и Минобороны решение о ее создании, мне сказать сложно.

-- Сколько площадок необходимо построить для Ангары?

-- Военные не оставляют мысли о создании двух площадок под этот комплекс в Плесецке, но сообщить о принятии точного решения могут только они сами. На космодроме Восточный пока разговор идет о создании одного стартового стола.

-- Во времена вашего руководства Центром имени Хруничева вы сознательно ушли от тематики космических аппаратов? Тот же спутник KazSat-2 вы делали сами, а KazSat-3 отдали на откуп "Информационным спутниковым системам имени Решетнева".

-- Дело в том, что в то время у нас были серьезные проблемы с казахстанской стороной. Если KazSat-1 был заказан еще до моего прихода на предприятие в 2005 году и мы были обязаны выполнить контрактные обязательства, то, сделав второй аппарат этой серии, мы поняли, что KazSat-3 лучше пусть делает кто-нибудь другой, поскольку оба контракта оказались в итоге для Центра имени Хруничева экономически невыгодными. Вместе с тем создание спутников на предприятии не забрасывалось: например, нами был выигран конкурс и получен контракт на создание аппаратов "Обзор-О" (система спутников для оптико-электронного наблюдения наземных объектов.-- "Ъ"). Но новое руководство предприятия, насколько я знаю, тематику спутникостроения развивать не собирается.

-- В чем была причина столь высокой аварийности "Протонов" и разгонных блоков Центра имени Хруничева?

-- У нас появилось два новых изделия -- ракета "Протон-М" и блок "Бриз-М". Именно из-за ракеты аварии не было ни одной, все они были связаны с человеческим фактором. При создании изделия всегда требовалась система контроля.

Что же касается разгонника "Бриз-М", то там все было гораздо сложнее: проблема крылась в двигателе, и только после третьей аварии мы до конца поняли, что там происходило. Мы не смогли сразу эту проблему поймать, поэтому и потребовалось столько времени.


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное