Новости

Прогноз-2015: продажи автомобилей могут упасть на четверть

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), зафиксировав спад продаж автомобилей в России в 2014 году на 10%, до 2,5 млн штук, вчера напугала отрасль, пообещав ей в 2015 году снижение продаж сразу на 24%. Впрочем, в предыдущие годы прогнозы ассоциации были скорее консервативны и предсказывали меньшие темпы роста, чем оказывалось на практике. В отрасли отмечают, что ситуация в экономике слишком неопределенная и прогнозировать продажи пока практически бессмысленно, но ряд участников рынка либо согласны с пессимизмом АЕБ, либо ожидают даже большего падения. По мнению аналитиков, при пессимистическом сценарии спад продаж может составить и 30%.

Продажи новых легковых машин и LCV в России в 2014 году сократились на 10,3%, до 2,49 млн машин, сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса. В начале минувшего года АЕБ прогнозировала, что рынок практически не снизится относительно 2013 года и будет на уровне 2,73 млн автомобилей, но на фоне негативных результатов первого полугодия в июле ассоциация пообещала годовое падение на 12%, до 2,45 млн машин. В итоге годовой объем продаж оказался чуть лучше благодаря резкой активизации спроса в декабре из-за курсовых колебаний, госпрограммы утилизации и новогодних акций: за месяц были куплены рекордные 270,65 тыс. машин, на 2,4% больше, чем годом ранее. Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отметил, что прошлый год ознаменовался "сильным финишем", но все равно останется "годом разочарований" для российского автопрома.

В этом году АЕБ ждет лишь ухудшения ситуации: господин Шрайбер в ожидании "надвигающейся рецессии" прогнозирует сокращение продаж на 24%, до 1,89 млн машин. Этот прогноз значительно жестче ожиданий Минпромторга, где ориентируются на снижение автопроизводства порядка 10%.

Впрочем, прогнозы ассоциации далеко не всегда сбываются: так, на 2013 год АЕБ прогнозировала продажи 2,95 млн машин, практически на уровне 2012 года, но в итоге рынок упал на 5%, до 2,77 млн автомобилей. До этого прогнозы были консервативнее реальных результатов.

Советник гендиректора ООО "Скания-Русь" Андрей Чурсин уверен, что прогнозировать итоги года сейчас бессмысленно, а текущие пессимистичные прогнозы зависят не столько от объективных причин, сколько от "настроения в обществе и градуса негатива экономических новостей". Директор департамента корпоративных продаж ГК "Автоспеццентр" Андрей Храмов надеется на увеличение продаж ближе к третьему кварталу 2015 года, связанное со стабилизацией курса валют, и верит, что падение по году будет меньше 24%. По мнению главы дилерского центра Rolls-Royce компании "Авилон автомобильная группа" Вагифа Бикулова, массовый сегмент может упасть на 8-15%.

С прогнозом АЕБ согласен гендиректор "Фольксваген Групп Рус" Маркус Озегович, но он также подчеркнул, что сейчас предполагать что-либо сложно из-за "непредсказуемости внешних факторов", таких как цены на нефть и курсы валют.

А один из собеседников "Ъ" среди автопроизводителей вовсе полагает, что прогноз АЕБ "слишком оптимистичный": "Учитывая происходящее в экономике, падение может быть еще хуже". В Renault согласны с прогнозом АЕБ и не видят факторов, способствующих наилучшему развитию рынка: объема господдержки для "спасения" ситуации недостаточно, а цены на машины повышаются, коррелируя с ростом курса валют.

Базовый прогноз по 2015 году -- падение на 15%, считает Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала", но его пессимистический вариант даже хуже, чем у АЕБ,-- 30%. Для оптимистического сценария в 10% спада нужны значительное улучшение экономики, укрепление рубля и снижение кредитной ставки, замечает он.

Яна Циноева, Егор Попов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное