Новости

Аркадий Ротенберг, "Стройгазмонтаж": "Я в таких вопросах не торгуюсь"

Владелец "Стройгазмонтажа" Аркадий Ротенберг рассказал "Ъ", почему взялся за проект строительства Керченского моста.

-- Соглашаясь на строительство Керченского моста, вы понимали, что фактически это полная изоляция от Запада, черная метка и в личной жизни, и в бизнесе?

-- Конечно, понимание было и есть. Но в 63 года я больше думаю о том, что должен оставить после себя, что станет итогом жизни. Я живу в России и никуда не собираюсь уезжать. Везде побывал уже. Бизнес тоже весь здесь. Ну да, теперь для меня закрыта экспансия за рубеж, но это не страшно. Более того, я давно планировал понемногу выходить из управления бизнесом. А я думал реализовать кое-какие наработки и мысли в других сферах -- в спорте, например. Но появился проект моста, и я посчитал важным его реализовать. Важным -- для страны.

-- А вас не беспокоило, что сыну достанется бизнес, уже всерьез ограниченный санкциями?

-- Процесс продажи части бизнеса сыну я начал задолго до санкций, мы шли к этим сделкам несколько лет.

-- Теперь будете дистанцировать сына от своих проектов?

-- Сегодня он не связан с моим бизнесом, развивает свои проекты.

-- То есть мост нельзя назвать хорошей для вас историей?

-- Как посмотреть. Это трудный проект в любом случае, даже просто технологически, но, с другой стороны, этим он и интересен. При всем том для меня это точно хорошая история. Рад, что правительство приняло положительное решение. Как я уже сказал, для меня это, видимо, заключительный большой проект -- и не с целью зарабатывания денег. Он, если позволите, мой вклад в развитие страны.

-- Кроме вас среди возможных строителей называли структуры Геннадия Тимченко. Кто-то еще был?

-- Насколько я знаю, Минтранс рассмотрел более 70 предложений. Шли длительные конкурентные переговоры. Требования государства были достаточно жесткими -- и по срокам строительства, и по стоимости, и по гарантиям исполнения контракта, которые должен предоставить подрядчик.

-- Не обидно, что господину Тимченко разрешили отказаться?

-- Нет. Я рад, что выбрали нас.

-- Когда было принято решение о вашем участии в строительстве и кто вел переговоры?

-- Разговоры на экспертном уровне велись несколько месяцев. Осенью прошлого года, когда нам предложили принять участие в конкурентных переговорах, я собрал коллег, мы все обсудили, я же сам менеджер, а не строитель. Они всесторонне проанализировали, сказали, что все технические возможности есть и что с проектом справимся. В январе Дмитрий Козак (вице-премьер, курирующий проект.-- "Ъ") позвал меня, мы подтвердили в правительстве свои обязательства по условиям контракта, все обсудили более конкретно. Окончательное решение было принято на совещании у премьера.

-- Проект обсуждался 20 января на совещании у Дмитрия Медведева, о чем именно шла речь, о финансировании?

-- Совещание было, да, но финансирование не обсуждалось. Подробной проектно-сметной документации пока нет, она появится после окончания стадии проектировки. Как раз на этом совещании было принято окончательное решение, что мы строим мост.

-- Но "Стройгазмонтаж" никогда не строил мосты, у него нет таких компетенций, в отличие от "Мостотреста". Разве не было бы логично привлечь к проекту эту компанию?

-- Нет, я пока такой вариант не рассматриваю. Мы ведем переговоры с зарубежными компаниями -- например, с турецкими строителями, которые сами на нас вышли. В ближайшее время технические специалисты поедут это обсуждать. Мы их предупредили прямо -- могут быть санкции, а они говорят, что решат этот вопрос.

-- Весной и летом говорилось о возможном участии в проекте китайских компаний, это еще актуально?

-- Китайцев пока нет, но мы ведем переговоры с компаниями из Южной Кореи. Они хорошо строят, и у них есть опыт в подобных проектах.

-- Беря на себя такой тяжелый проект, вы рассчитываете на какие-то дополнительные "пряники" от государства?

-- Да нет, какие "пряники". Я в таких вопросах не торгуюсь и ничего не жду, если честно.

-- С президентом проект обсуждали?

-- Обсуждал, конечно. Пришел, объяснил, почему взялся.

-- Какой помощи просили?

-- Только одного -- обеспечить эффективную работу с госзаказчиком, чтобы мы могли своевременно ввести объект в эксплуатацию. Чтобы не было проволочек с землеотводами, экспертизами и так далее.

-- В проекте моста точкой входа для решения вопросов будет Росавтодор или Дмитрий Козак?

-- Контракт мы подписываем с Росавтодором, но Козак будет курировать проект.

-- Сейчас все активнее говорят о смене команды президента, о том, что его прежний круг вытесняется силовиками. Ваши собственные отношения с президентом не изменились?

-- Нет, с чего бы? 50 лет не менялись, и вдруг? И вообще, на мой взгляд, он человек мудрый...

Интервью взяла Рената Ямбаева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное