Новости

Бензин утекает на Запад. Экспорт топлива стал гораздо выгоднее продаж в России

Как и предполагал "Ъ", рост цен на нефть и одновременное падение вывозной пошлины резко увеличили привлекательность экспорта бензина в феврале. Для нефтяников он теперь в среднем на 15% выгоднее продаж в России. Это может привести к резкому росту оптовой цены топлива и покончить с наметившимся трендом снижения цен на АЗС. Но и серьезного увеличения розничных цен эксперты пока не ждут.

Экспортный netback (цена за рубежом за вычетом пошлины и транспортных расходов) по бензину по итогам первой недели февраля достиг исторического максимума, составив по АИ-95 около 38,2 тыс. руб. за тонну (по данным ИАЦ "Кортес"). За неделю экспортная альтернатива прибавила более 9 тыс. руб. и теперь более чем на 5 тыс. руб. превышает биржевую цену бензина в РФ. Сходная динамика наблюдается и по другим светлым нефтепродуктам -- авиакеросину и дизельному топливу (рост на 6,5 тыс. руб.).

Причина столь резкого роста привлекательности экспорта в том, что "ножницы Кудрина", последние четыре месяца снижавшие доходы нефтяников, теперь сыграли в их пользу. Февральская вывозная пошлина на бензин рассчитывалась исходя из низких котировок января, а в начале февраля цены на нефть резко выросли, увеличив тем самым и цену фактической поставки. Именно такой ситуации опасалась ФАС, предлагая при необходимости повысить экспортные пошлины для защиты внутреннего рынка. Но пока, по данным "Ъ", конкретных предложений по повышению пошлин в правительстве не обсуждается.

В итоге между netback и внутренней ценой возник огромный разрыв -- теперь для того, чтобы внутренний рынок бензина вновь стал премиальным, оптовые цены должны вырасти не менее чем на 5 тыс. руб., или на 4,2 руб. за литр. Пока же экспорт уже начал расти: согласно статистике ОАО РЖД, за первые восемь дней февраля за рубеж поставлено 141,6 тыс. тонн бензина, то есть среднесуточный экспорт составил 17,7 тыс. тонн против примерно 15,8 тыс. тонн в январе. Существенные объемы бензина пошли в Западную Европу, в феврале туда отгружали Киришский НПЗ "Сургутнефтегаза" и Московский НПЗ "Газпром нефти". В январе же туда поставок почти не было.

Вторым фактором, который будет оказывать существенное влияние на оптовую стоимость бензина в ближайшие два месяца, стала новая рекомендация Минэнерго о наращивании запасов топлива на период ремонтов на НПЗ. Теперь нефтяники к 1 апреля должны накопить 2,5 млн тонн бензинов (считая товары в пути), хотя год назад требовалось только 1,75 млн тонн. Учитывая текущую конъюнктуру, эти объемы, скорее всего, будут сняты с поставок на внутренний рынок.

Отыгрывая эти тенденции, биржевые цены на бензин начали расти, пока довольно умеренно. С 1 февраля стоимость АИ-92 выросла на 5,8%, до 30,26 тыс. руб. за тонну, тогда как АИ-95 подорожал на 4,5%, до 33 тыс. руб.

Тренд на некоторое снижение цен на АЗС завершается. В то же время резкого роста цен, которого можно ожидать в опте, в рознице в ближайшее время не произойдет. Маржа АЗС сейчас находится на рекордно высоком уровне за последние два года, а у независимых участников рынка есть запас дешевого топлива на нефтебазах. По мнению Михаила Турукалова, в ближайший месяц эффект растущего экспорта на розничную цену бензина будет ограниченным.

Юрий Барсуков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное