Как стало известно "Ъ", Минвостокразвития предложило распространить статус свободного порта сразу на семь районов и городских округов Приморья. Резидентами зоны могут стать не только порты, но и аэропорты, предприятия и компании, работающие в туриндустрии. Участники свободного порта получат облегченный налоговый режим, свободную таможенную зону и территорию под развитие своего бизнеса.
В распоряжении "Ъ" оказался проект закона о свободном порте Владивостока, подготовленный Минвостокразвития. В нем прописаны охватываемые свободным портом территории, условия получения статуса резидента и ведения бизнеса. Как пояснили "Ъ" в министерстве, проект находится на согласовании с ведомствами, до 30 апреля его направят в правительство.
Предложение наделить Владивосток статусом свободного порта высказал Владимир Путин в послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года. Губернатор Приморья Владимир Миклушевский тогда говорил, что это позволит улучшить логистику и транспортное сообщение между Россией и Азией. В январе стало известно, что в зону свободного порта может попасть почти все побережье края и аэропорт Владивостока. Все они могут рассчитывать на господдержку.
Чтобы получить статус резидента, нужно согласовать огромный перечень документов и получить одобрение управляющей компании, регулирующей деятельность на территориях. Резиденты не должны быть участниками региональных инвестпроектов и иметь филиалы и представительства вне свободного порта. В Минвостокразвития говорят, что на льготы не смогут рассчитывать и компании, включенные в особую экономическую зону (ОЭЗ) или территорию опережающего развития (ТОР).
Основными привилегиями для резидентов должны стать возможность получения государственных земельных участков, льготы по налогу на имущество, земельному налогу и свободная таможенная зона. Можно получить и прямую господдержку на строительство инфраструктуры, но основным источником финансирования должны стать частные средства и бюджет края.
Из портов рассчитывать на статус резидента потенциально могут Владивостокский, Посьет "Мечела", строящиеся порт Зарубино "Суммы" и угольный терминал "Суходол" Сибирского делового союза и Volga Group Геннадия Тимченко. По мнению совладельца Владивостокского морского рыбного порта Дениса Сарана, льготы, в частности по налогу на прибыль и соцналогам, могли бы снизить расходы на 100-150 млн руб. в год, но процедура получения резидентства слишком сложна.
По мнению главы "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, проект ФЗ о свободном порте во многом базируется на тексте закона о ТОР, но, несмотря на схожесть льгот, свободный порт -- менее затратный для бюджета вариант, поскольку больше рассчитан на частные средства, тогда как ТОР -- на федеральный бюджет.
Юлия Галлямова, Анна Зиброва




SIA.RU: Главное