Евгений Гавриленков, управляющий директор, главный экономист инвестиционной компании Sberbank CIB
-- Ну во-первых, рецессия пока и не наступила, поскольку по определению это два квартала с отрицательными показателями роста в сравнении с предыдущим кварталом. У нас такого нет. И как может закончиться то, что еще не началось? Есть только разговоры о рецессии, причем длятся они на протяжении полутора-двух лет. А мы все не входим... Второй момент сугубо измерительный, на который обычно не обращают внимание. Нынешние темпы измеряются в фиксированных ценах роста ВВП 2008 года. Это по определению не самый хороший год, и сейчас он неприменим для расчетов. Это означает, что мы реально не знаем динамики экономического развития, которая позволила бы сказать, есть рецессия или нет. Через какое-то время Росстат все пересчитает в новых ценах, 2013 года. Тогда мы всю предыдущую динамику увидим по-другому. Именно по этим причинам ответа на этот вопрос просто нет.
Павел Теплухин, главный исполнительный директор Дойче-банка в России:
-- Дело министерства экономики -- считать, в каком квартале.
Я полагаю, что дно мы проскочили. При условии, конечно, что с нефтью никаких революций не случится и она вновь не обвалится в тартарары. В принципе худшее позади.
Андрей Мовчан, сопредседатель совета директоров группы "Третий Рим":
-- Думаю, рецессия в России закончится тогда, когда сменится экономический курс правительства России.
При нынешнем курсе ожидать, что рецессия закончится без резкого повышения цен на нефть, я бы не стал. А прогнозировать повышение цен на нефть -- это все равно что гадать на кофейной гуще.
Но даже если курс изменится, сколько времени понадобится, сказать сложно. Непонятно, на что, как, когда и на каких условиях его поменяют. При том что уже сделано в нашей экономике для обеспечения устойчивого развития, после смены курса придется потратить минимум квартал, а то и годы, чтобы мы почувствовали реальные изменения.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа компании ФБК:
-- Через четыре-пять лет. Чтобы это произошло в третьем-четвертом квартале, должны значительно вырасти цены на нефть, отмениться санкции. А что к этому моменту будут проведены структурные реформы, вообще нереалистично. К тому же надо учесть, что наша экономика занырнула в минусовую зону. В январе уже минус 1,5% по ВВП. А экономика такой страны, как Россия, в нынешних условиях весьма инерционна.
Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:
-- Это зависит полностью от цен на нефть. Если, как предсказывают многие банки, в конце года начнется рост цен на нефть и будет продолжаться дальше, хотя бы и медленно, то мы выйдем из рецессии.
Но перейдем в стагнацию, потому что никто не предсказывает быстрого роста цен на нефть, а других источников роста у нас давно уже нет. От экономического курса правительства последние лет пять также ничего не зависело, все только от цен на нефть.




SIA.RU: Главное