Новости

Если бы Греции не было, ее бы стоило придумать. Почему грекам десятилетиями не удается выйти из кризиса

Если бы Греции не было, ее бы стоило придумать. Хотя бы как пример разрушительной силы популизма и жизни не по средствам. А также того, что просто притока денег для экономического роста и процветания недостаточно.

АЛЕКСАНДР ЗОТИН

Латинская Америка в еврозоне

"На протяжении десятилетий Греция имела не очень хорошую финансовую репутацию. Начиная с 1940-х она была постоянным реципиентом иностранной помощи. Сначала это был план Маршалла, потом дотации США на покупку вооружений, наконец, массовые денежные вливания ЕС. Все это воспитало в Греции политическую и экономическую культуру зависимости",-- вторит Рейнхарт доклад Oxford Analytica "Greece: Austerity package fails to convince". Если оставить в стороне политкорректность, это скорее культура паразитизма. Последний сбалансированный бюджет в Греции был аж в 1972 году, еще при режиме черных полковников, с тех пор среднегодовой дефицит составлял 6% ВВП.

В 2000-х стране повезло. До введения евро в Греции было все: высокая инфляция, высокие процентные ставки и высокий госдолг. Де-факто экономика не соответствовала маастрихтским критериям вхождения в еврозону. Однако решение диктовалось политическими, а не экономическими соображениями. Ну и манипуляциями: цифры дефицита и госдолга были намеренно занижены, что выяснилось уже постфактум. Но дело было сделано, Афины вступили в еврозону.

Раньше Греция занимала под высокую процентную ставку, соответствующую высокой инфляции. Европейские банки сталкивались с валютным риском: нестабильная драхма регулярно девальвировалась к более устойчивым европейским валютам, прежде всего к дойчемарке. Банки выстроились в очередь с деньгами для Афин: уже 1 января 2001 года, сразу после вступления страны в еврозону, 10-летние греческие облигации имели доходность 5,36% годовых, а 10-летки Германии торговались с доходностью 4,85%. Стабильность сохранялась восемь лет.

Грекоммунизм

Социализма в Греции, по крайней мере до 2010-го, было в некотором отношении даже больше, чем в СССР. Государство предоставляло бесплатное высшее образование, стипендии и бесплатное питание для студентов. Госслужащие до 2010 года получали 14 зарплат в год. Плюс всевозможные бонусы, социальные пособия и доплаты за самые разные вещи. За выход на работу вовремя, за знание иностранных языков и компьютера или даже за работу на воздухе. В частном секторе собственники не могли уволить более 2% рабочих в год, уволить же госслужащего было почти невозможно.

Стабильная и хлебная госслужба стала уделом широких слоев населения. Железные дороги, авиасообщение, лесничества, бесчисленные государственные комитеты -- это все госслужба.

Сила профсоюзов, в том числе госслужащих, была чудовищна. Недовольство рабочих мгновенно выливалось в протесты. Забастовки греков в 2010-х -- реакция на кризис, но и с 1980 по 2008 год здесь было рекордное количество общенациональных забастовок.

При этом практически все госпредприятия Греции были (и остаются) убыточными. Греческие железные дороги (OSE) накопили долгов на .10 млрд и ежедневно приносят .2,3 млн убытка. Годовая выручка OSE -- около .100 млн, а ежегодные расходы на выплату долгов и зарплату служащим -- более .950 млн. В горных регионах поезда с машинистами, получающими по .100 тыс. в год, идут пустыми, но до кризиса это никого не волновало. Протесты профсоюза не позволили приватизировать OSE до сих пор.

Неплохо жили и пенсионеры. В 2009-м у 250 тыс. человек (около 10%) пенсия превышала .1400 в месяц. В госсекторе 8% служащих уходили на пенсию до 50 лет, 24% в 51-55 лет и 44% в 56-61 лет. Пенсия полагалась многим экзотическим группам граждан, например незамужним или разведенным дочерям покойных госслужащих и военных. Такую пенсию до 2012-го получали 40 тыс. женщин, только на это тратилось .550 млн в год.

Коммунизм в долг толкал греков к красивой жизни. В середине 2000-х, по данным греческой газеты Kathemerini, страна стала самым большим покупателем автомобилей Porsche Cayenne на душу населения в мире, афинская марина соревновалась в количестве яхт с Монако, более 50% греческих младенцев рождались в частных клиниках, где стоимость родов часто превышала .10 тыс. .9 млрд были потрачены на летнюю Олимпиаду-2004 и сопутствующие инфраструктурные мегапроекты.

Налоговый рай

Греческая экономика похожа на латиноамериканские образцы еще одной чертой -- привычкой не платить налоги. В североевропейских welfare state высокие соцобязательства финансируются налогами, в Греции же до последнего времени опирались на внешние заимствования.

Методы уклонения просты. Мелкие предприниматели, врачи, юристы декларировали заработок, не превышающий .12 тыс., что позволяло вовсе не платить налоги. При этом "бедняки" вели роскошный образ жизни. В 2010-м только 324 жителя зажиточного северного пригорода Афин поставили в налоговых декларациях крестики в графе "Имеется ли при вашем доме бассейн?". Налоговая служба, изучив спутниковые снимки, получила совсем другие цифры -- 16 794 бассейна. До кризиса верили на слово.

Греческие олигархи налогами тоже интересовались не сильно. Почти все долларовые миллиардеры страны заработали или унаследовали состояние, сделанное на морских перевозках. Коммерческий флот Греции -- крупнейший в мире, магнаты владеют 16% всего коммерческого флота на планете. На морскую торговлю приходится 7% ВВП и 192 тыс. рабочих мест.

Деловой ад

Налоговый беспорядок сопровождается тяжелейшими условиями ведения бизнеса. Недавнее исследование ОЭСР почти на 400 страницах перечисляет десятки барьеров для конкуренции и абсурдных примеров зарегулированности. Индустрию грузоперевозок монополизировал узкий круг владельцев фур с 33 тыс. лицензий. С 1970-го новые лицензии не выдавались -- новичок, чтобы попасть на рынок, должен был купить лицензию у старого владельца или у его наследников за .50-300 тыс. В результате стоимость грузоперевозок в Греции стала самой высокой в мире. Перевозка груза из Афин в Фивы (60 км) обходилась дороже, чем доставка груза из Афин в Рим (900 км), отмечает греческая исследовательская группа IOBE. До 2011-го профсоюз водителей грузовиков отстаивал свои привилегии, блокируя важнейшие автомагистрали и пикетируя парламент.

Все это делало Грецию крайне неблагоприятным местом для ведения бизнеса. В рейтинге Doing Business даже после кризисных реформ экономика занимает 61-е место из 189. Это между Тунисом и Россией, последнее место из стран ОЭСР.

Валим друг на друга и на Европу

Поддерживала странную экономику страны ЕС с латиноамериканским укладом специфическая политическая система, продержавшаяся до января 2015-го. Два приблизительно равных по силе политических клана -- левое Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) и правоцентристская партия "Новая демократия" на протяжении десятилетий поочередно сменяли друг друга у власти. Их возглавляли две самые влиятельные политические династии -- за полвека демократического правления 32 года у руля страны стоял представитель семьи Караманлис либо Папандреу.

Ни та ни другая партия не стремилась менять экономику. Наоборот, огромное количество неэффективных госслужащих -- во многом их заслуга. Для подкрепления электоральной базы партии щедро раздавали сторонникам многочисленные синекуры, поддерживали дружественные профсоюзы.

Жизнь по средствам и расплата по долгам оказались нелегки. Меры экономии включали замораживание зарплат и ликвидацию 13-й и 14-й зарплат госслужащим, повышение пенсионного возраста до 65 лет и замораживание пенсий, обложение прогрессивным налогом высоких пенсий (с .1400), увеличение НДС (с 21% до 23%) и других налогов, ликвидацию разнообразных субсидий и льгот.

В 2008-м страна вошла в рецессию, которая спустя семь лет превратилась в депрессию: ВВП упал на 25%. Новый источник роста найти не удалось. С 2008 по 2014 год ВВП на душу населения упал с $30,7 тыс. до $22,3 тыс., безработица выросла с 7,6% до 25,8%, население стало беднее. Но от привычки жить в долг так и не отказалось. Бюджет и не думает становиться профицитным (дефицит в 2014 году -- 2,7% ВВП), а госдолг увеличился с 113% ВВП в 2008 до 169% в 2014 году. И это несмотря на реструктуризацию долга в 2012 году (списано .58 млрд, 27% ВВП) и семь программ (начиная с февраля 2010-го) бюджетной экономии.

Марксом, Мао и Троцким по кризису

Политическая система не выдержала депрессии. В январе этого года на парламентских выборах победила новая сила -- коалиция "Сириза". Лидер "Сиризы", новый греческий премьер и поклонник Че Гевары Алексис Ципрас заявил о планах добиться дополнительного списания внешнего долга и смягчения мер жесткой экономии.

Риторика Ципраса породила слухи о возможности дефолта и выхода из еврозоны. Глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум после встречи с новым министром финансов Греции Янисом Варуфакисом заявил, что страна должна продолжать реформы. И как можно скорее, учитывая, что последнее соглашение о финансировании Греции закончится в июне. Но левое правительство пытается отказаться от трети оговоренных ранее мер экономии, ссылаясь на обещания, данные избирателям. Пока ситуация в тупике.
 


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное