1. Как вы оцениваете результаты 2014 года? Как изменилась стратегия вашей компании в связи с кризисом? Какая бизнес-модель на российском рынке ИТ представляется вам сейчас наиболее адекватной?
2. Когда и в каком виде восстановится спрос на ИТ-услуги и продукты?
Сергей Мацоцкий, председатель правления компании IBS:
1. Подводить итоги 2014 года, на мой взгляд, рано. Год был абсолютно уникальным. Мы попали в самый центр шторма. IBS нарастила рублевую выручку, но оценивать этот результат и прогнозировать 2015 год я пока не берусь. Для меня важнее стратегические решения, которые позволили бы сделать наш бизнес более устойчивым. Я согласен с моим другом Марком Розиным, который высказал мысль, что стратегия неограниченного роста, которой мы все руководствовались до сих пор, себя изжила. Погоня за выручкой, численностью персонала потеряла смысл. Значение имеют две вещи: прибыль и потенциал устойчивого развития. Бизнес-модель должна быть привязана к тактике, жизни от месяца к месяцу. И нужно готовиться к тому, что все не приносящее прибыль должно быть безжалостно закрыто.
2. В последние годы мы -- и заказчики, и поставщики -- слишком хорошо жили: не задумываясь, покупали самые дорогие импортные серверы, лицензии, техподдержку. Пришла пора включить мозги и потрудиться. Есть решения и услуги, которые позволяют тратить меньше на ИТ. И спрос на них будет расти. На этой волне сокращения расходов будет расти спрос на аутсорсинг. А на волне импортозамещения -- спрос на отечественное ПО и отечественную же техподдержку уже внедренных ИТ-решений.
Тагир Яппаров, председатель совета директоров ГК "АйТи":
1. Главным итогом 2014 года стало четкое понимание, что существовавшая с начала 90-х модель развития российского ИТ-рынка стала уязвимой. Перепродажа западных технологий и продуктов перестала оправдывать себя. Поэтому мы, во-первых, усиливаем фокус на собственные продукты и услуги, а во-вторых, последовательно реализуем стратегию выхода на глобальные рынки. Мы идем туда с услугами по заказной разработке и тестированию ПО, с такими продуктами, как корпоративное мобильное рабочее место WorksPad, многоязычная система информирования пассажиров транспортных терминалов, решения в области самообслуживания и др.
2. Я не сторонник поговорки "Жизнь уже никогда не будет прежней", но посткризисный ИТ-рынок, безусловно, будет сильно отличаться от того, что было в 2010-2012 годах. Думаю, что облик нового рынка формируется уже сегодня: "цифровое предприятие", гибкие автоматизированные бизнес-процессы, мобильные технологии.
Шамиль Шакиров, президент компании "Ай-Теко":
1. Нас сильно выручили приоритетная ориентация на ИТ-услуги, облачные технологии, партнерские связи в мире свободного ПО, наличие собственного центра обработки данных, а также проведенные в компании структурные реформы. Такие реформы нужны и всей ИТ-отрасли: от слов о собственных продуктах, сервисах с высокой добавленной стоимостью и импортозамещении нужно переходить к делу.
2. Не думаю, что 2016 год окажется более комфортным для экономики, чем текущий, но буду рад ошибиться. В любом случае модели комфортной перепродажи продуктов западных вендоров уже не будет, а тот, у кого будут собственные продукты, выиграет даже в условиях падения спроса.
Дмитрий Черных, председатель правления корпорации "Галактика":
1. Как и заказчики, мы отложили некоторые свои инновационные и инвестиционные проекты, ждем, когда они будут реально востребованы. Риски возросли, и проекты, имеющие сомнительную судьбу, мы безжалостно отсекаем. Зато начал активно развиваться рынок дискретного машиностроения, который долгие годы был вялым и слабым, а мы для него готовили продукты.
2. В машиностроении мы видим рост и сейчас. Но в других отраслях в связи с тотальным урезанием бюджетов проекты откладываются. Надолго ли -- сказать трудно. Предприятия присматриваются к отечественным решениям. Хорошо, если такой разворот произойдет, поскольку "Галактика" и есть такой отечественный вендор.
Владимир Грибов, исполнительный директор ГК ЛАНИТ:
1. В январе 2015 года Минкомсвязи РФ предложило сократить объем бюджетного финансирования госпрограммы "Информационное общество" (2011-2020) на 83 млрд руб. (6,5%). И таких сокращений и даже замораживаний проектов много. Мы смогли повысить оборот компании в рублях за прошлый год, но в этом будет сложнее. Будем бороться за внутреннюю эффективность, шлифовать свои сервисы, планируем больше тратить на обучение сотрудников.
2. Можно заморозить ИТ-бюджет на год и даже на два. Но если дольше, возникает риск отставания и потери бизнеса. Поэтому надеюсь, что восстановление спроса начнется в пределах этих временных рамок. И востребованы будут те решения, которые позволят быстро повысить производительность труда. Я вообще убежден, что именно во время кризиса надо вкладывать больше средств в ИТ -- быстрее из него выйдешь.




SIA.RU: Главное