Новости

Иркутянам пришлось ответить за дешевизну проезда

В Иркутске прекращена несанкционированная забастовка водителей частного общественного транспорта, выступающих за повышение стоимости проезда. Мелкие стачки маршрутчиков, случавшиеся в городе и раньше, впервые переросли в масштабную акцию шоферов, которая нанесла заметный удар по транспортному сообщению Ленинского и Свердловского районов с центром города. В течение минувшего четверга и пятницы на линию не вышли 500 единиц транспорта из 1,2 тыс. существующих на рынке. При этом бастующие не давали работать и согласившимся обслуживать маршруты водителям. Небывалый протест был спровоцирован отказом службы по тарифам Иркутской области рассматривать расчетные документы на обоснование нового тарифа из-за отсутствия у перевозчиков, обратившихся в службу, договоров с городской администрацией. Реакцию на это решение, последовавшую «снизу» и лишившую многих горожан возможности вовремя добраться на работу, резко осудила как администрация города, так и сами перевозчики — работодатели бастующих водителей, хулиганские действия против штрейкбрехеров активно пресекали правоохранители. Однако только таким способом шоферам удалось убедить мэрию в том, что местным властям придется заняться процессом обоснования нового тарифа, пусть формально они и не имеют к нему никакого отношения.

— В прошлом году мэрия Иркутска начала убеждать перевозчиков заключать договоры. Но судебная практика и федеральное законодательство четко говорят о том, что перевозчик может, если желает, заключать договор, а если нет — работать без него. Основной документ, дающий право на перевозки, — это лицензия, — подчеркнул председатель правления некоммерческого партнерства «Союз автомобилистов Сибири» Алексей Шабанов. — За этим последовало незаконное, на наш взгляд, решение службы по тарифам, основанное на том, что у перевозчиков не было договоров с администрацией. Но про необходимость этих договоров нет ни слова ни в областном, ни в федеральном законодательстве. Отсюда и такая реакция водителей, которую можно понять. Плохо только то, что в результате их действий пострадали жители Иркутска.

Неудачный выход из тени

С 2008 года в Иркутске держится предельный тариф на пассажирские перевозки в размере 12 рублей, поскольку именно тогда в областном законодательстве появилось невыполнимое, как оказалось, для иркутян требование об обосновании тарифа десятью перевозчиками.

И если первые четыре года после законодательных изменений маршрутчики мирились с таким положением вещей, то уже в 2013-м такая цена проезда перестала обеспечивать рентабельную работу. В течение позапрошлого года перевозчики устроили три однодневных забастовки, но большого эффекта они не возымели.

Точнее, в мэрии была создана рабочая группа из десятка перевозчиков для сбора документов на обоснование нового тарифа, но поданы в службу они так и не были, поскольку собрать полный пакет, включающий бухгалтерскую отчетность, у них не вышло.

В начале 2014-го перевозчики вновь объявили о намерении подать документы в службу по тарифам, но произошло это лишь в самом конце года и не с первой попытки. По словам заместителя мэра – председателя комитета городского обу­стройства администрации Иркутска Булата Дугарова, местные власти уже тогда предупреждали маршрутчиков о том, что из этого ничего не выйдет, поскольку среди заявителей затесались предприниматели, работающие на маршруте № 80к. Автобусы с этим номером мэрия давно объявила вне закона, поскольку он отсутствует в маршрутной городской сети, и активно боролась с их владельцами в судах и в информационном пространстве.

В результате в конце марта служба по тарифам Приангарья отказала группе перевозчиков Иркутска в повышении стоимости проезда. Причиной отказа было названо то, что ни один из десяти обратившихся в службу перевозчиков не заключил договор с администрацией Иркутска. Согласно изменениям, внесенным в прошлом году в положение о транспортном обслуживании на территории Иркутска, участники этого рынка должны заключать с мэрией договоры на обслуживание маршрутов. За перевозчиков немедленно вступился уполномоченный по правам предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко, который еще раньше них самих назвал это решение незаконным, поскольку требуемые документы не значились в перечне необходимых в постановлении правительства региона, регулирующем работу службы по тарифам.

Сами перевозчики заявили о намерении оспорить отказ властей в суде. Они указали еще и на то, что подавали документы на обоснование за 2013 год, в котором ни о каких договорах с мэрией еще не было и речи. Однако, по данным специалистов аппарата бизнес-омбудсмена, из этого вряд ли что-то выйдет, поскольку среди прочего при принятии решения служба по тарифам учитывает мнение о заявителях органа местного самоуправления. «Есть вероятность того, что этот иск не будет удовлетворен, потому что такое решение может быть обосновано мнением администрации, которая и сообщила об отсутствии у перевозчиков договоров на обслуживание, — пояснила «МК Байкал» руководитель аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Эвелина Секулович. — Мы считаем, что учет этого мнения носит коррупциогенный характер, поэтому предложили упростить процедуру обоснования тарифа, убрав это требование, а также сократив необходимое число заявителей и список документов для обоснования».

Нежданный бунт

Реакция на резкий и не ясный до конца даже с юридической точки зрения отказ службы не заставила себя ждать. В четверг, 2 апреля, на следующий же день после очередного совещания с участием перевозчиков в мэрии, водители отказались выходить на линию. Разом была парализована работа более чем десятка маршрутов, среди которых назывались №№23, 21, 45, 28, 30, 66, 64, 60, 16к, 77 и 10т. Больше всего пострадали Ленинский и Свердловский районы города, «вывозить» которые пришлось силами муниципального транспорта и на переполненных автобусах водителей, не участвующих в забастовке. Официально требования бастующих не назывались, о причинах их недовольства говорили только руководители некоммерческих партнерств перевозчиков, особо подчеркивая, что сами они такие действия своих подчиненных не поддерживают.

— Перевозчики не вышли на работу, потому что считают, что 12 рублей является очень низкой стоимостью за проезд, им с трудом хватает на обеспечение себя топливом и поддержание машины в хорошем состоянии, но им же нужно еще и на что-то жить, — рассказал «МК Байкал» председатель некоммерческого партнерства «Объединение автотранспортных предприятий Иркутска» Сергей Ошурков. – Я как перевозчик не участвую в забастовке, мой маршрут №10 функционирует как обычно. Потому что я считаю, что нужно добиваться повышения стоимости проезда другими методами – снова подавать заявления, писать в разные инстанции, договариваться.

В администрации Иркутска спонтанную акцию назвали саботажем и пригрозили перевозчикам санкциями, которые последуют за нарушение транспортного сообщения в городе. «Все перевозчики, которые совершили эти действия, будут наказаны. Существуют меры административного воздействия на перевозчиков, которые нарушают расписание, не выходят на линию. По данным фактам региональное УГАДН составит протоколы, после чего направит материалы в суд для принятия решения о штрафных санкциях, которые впоследствии будут применены к перевозчикам», — подчеркнула начальник управления транспорта комитета городского обу­стройства администрации Иркутска Юлия Гордина.

Для обоснования нового тарифа в кратчайшие сроки мэрия предложила 22 перевозчикам, которые уже заключили договоры с мэрией на обслуживание маршрутов, подать документы в службу по тарифам Приангарья. По словам Юлии Гординой, документов, которые были собраны перевозчиками на стадии заключения договоров, уже достаточно для подтверждения тарифа. Дополнительно нужно добавить только экономические расчеты.

Однако если посмотреть на опыт прошлых лет, то станет ясно, что на то, чтобы легализовать свой бизнес и собрать необходимые документы, у перевозчиков ушел не один год, и даже с этого момента до решения службы по тарифам прошло несколько месяцев. Следовательно, ни о каком скором решении этой проблемы с участием новой группы перевозчиков не может быть и речи.

И вряд ли отчаявшиеся водители будут смиренно ждать все это время.

Война со штрейкбрехерами

Бастующие шоферы, впрочем, не прислушались к мэрии и, вопреки заверениям Юлии Гординой о прекращении забастовки, в пятницу, 3 апреля, вновь отказались выходить на линию. Более того, еще накануне они начали препятствовать работе своих коллег, которые на переполненных автобусах боролись с транспортным коллапсом. По словам Булата Дугарова, в обслуживающих маршруты автобусах стали бить стекла. А в районе аэропорта по автобусу № 90, по словам зам­мэра, даже стреляли из травматического пистолета. Бастующие неоднократно заходили в салоны маршруток на остановках и требовали от водителей прекратить перевозку граждан, между шоферами происходили потасовки.

— Предупреждения начались еще с вечера четверга. Пошел слух, что будут бить стекла, — рассказал собственник автобуса № 80 Владимир Мищенко. — Утром автобус пошел по рейсу. В районе Университетского он остановился на светофоре и получил удар по стеклам. Тогда я сказал своим водителям, чтобы они высаживали пассажиров и ехали в гараж. Мне эти проблемы не нужны. Если такое происходит при свете дня, то можно представить, что начнется с наступлением темноты, когда можно кинуть что-нибудь из кустов, и никто ничего не увидит.

По данным пресс-службе ГУ МВД, за два дня три человека были помещены в спецприемник за угрозы своим коллегам. Зафиксировано в общей сложности шесть повреждений рейсовых автобусов. Сообщения о подобных инцидентах перестали поступать в полицию только в воскресение, 5 марта. По данным пресс-службы мэрии, еще половину первого выходного дня специалисты управления транспорта фиксировали частичное отсутствие необходимого частного транспорта на маршрутной сети города. Уже во второй половине дня ситуация стабилизировалась.

Нестандартное решение

Итогом несанкционированной акции, сопряженной с хулиганскими действиями, стало то, что чиновники мэрии решили подойти к вопросу повышения тарифа неформально и даже возглавить этот процесс. По словам новоизбранного главы города Дмитрия Бердникова, мэрией будет подготовлен проект меморандума, в котором все участники процесса пассажироперевозок пропишут общую линию действий для наведения полного порядка в этой сфере. В понедельник, 6 апреля, актив бастовавших водителей пришел в администрацию на переговоры.

Администрация решила вслед за бизнес-омбудсменом инициировать упрощение процедуры обоснования тарифа на проезд в общественном транспорте, направив соответствующие предложения в Законодательное Собрание Приангарья. По словам Юлии Гординой, эти предложения должны быть рассмотрены парламентариями области в ближайшее время. «Мы объяснили водителям, как должны готовиться документы, какая должна быть хронология событий, какие изменения будут внесены в ближайшее время в постановление правительства Иркутской области, которые позволят более просто защищать тариф», — отметил вице-мэр Иркутска Антон Логашов, говоря об упрощении процедуры обоснования тарифа как о практически случившемся уже факте.

Таким образом, несанкционированная забастовка, называемая властями преступной и прилично насолившая многим горожанам, послужила толчком для того, чтобы сдвинуть не решающийся уже несколько лет транспортный вопрос с мертвой точки. Судя по уверенности чиновников мэрии в грядущем упрощении процесса обоснования тарифа, к разрешению вопроса уже подключились областные власти и парламентарии.

А мэрии, которая не имеет прямого отношения к установлению тарифа, пришлось в итоге выступить своеобразным лоббистом интересов перевозчиков. Просто потому, что уровень тарифа на проезд, как выяснилось, существенно влияет на обстановку в городе и затрагивает интересы  не только отдельных групп предпринимателей. В мэрии это наконец поняли, но какой ценой.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное