Новости

Автокредиты разъехались с ключевой ставкой. Льготная программа стала дороже для заемщиков

Итоги первого месяца работы госпрограммы льготного автокредитования оказались не слишком блестящими -- чуть более 19 тыс. займов. Такими темпами планы Минпромторга по продаже в рамках программы 200 тыс. машин в этом году рискуют провалиться. Одна из проблем может быть в том, что, вопреки снижению ключевой ставки ЦБ стоимость льготных кредитов для заемщиков растет в среднем на 1 п.п.. Впрочем, банкиры говорят о возможном снижении ставок уже к концу мая.

Минпромторг опубликовал данные о ходе реализации программы льготного автокредитования: в банки поступило 105 тыс. заявок на приобретение машин, из них одобрено 57,3 тыс., уже продано более 19 тыс. автомобилей. Всего по состоянию на 3 мая 97 банков заявили о намерении участвовать в программе, в том числе и лидеры на рынке автокредитования: ВТБ 24, Сетелем-банк, Русфинанс-банк, Юникредит-банк и др. Как сообщили "Ъ" в банках, абсолютными лидерами по продажам в рамках программы являются российская Lada и корейские Kia и Hyundai.

В Минпромторге отмечают, что по состоянию на начало мая средняя ставка для заемщика с учетом предоставляемой государством скидки составила 11,23% годовых. Размер скидки составляет 2/3 ключевой ставки ЦБ. В конце апреля Банк России принял решение о снижении с 5 мая ключевой ставки с 14% до 12,5%. Таким образом, размер субсидии со стороны государства снизился с 9,33 до 8,33 процентного пункта (п. п.).

В то же время максимальные ставки по таким кредитам (до субсидии государства) также привязаны к ключевой ставке ЦБ -- они не могут превышать ее более чем на 10 п. п. (то есть теперь 22,5% годовых). Таким образом, со снижением ключевой ставки понизилась на 0,5 п. п. и максимально допустимая ставка для потребителя -- с учетом госскидки она не может превышать 14,17% годовых.

Но последствия для заемщиков оказались не столь выгодными. Пока средняя реальная ставка ниже максимально допустимой, банки не стремятся вслед за снижением ключевой ставки понижать и базовые ставки в рамках госпрограммы. Напротив, за счет снижения размера субсидии у ряда игроков льготные автокредиты даже подорожали.

Среди таковых ВТБ 24, Юникредит-банк, банки "Уралсиб", "Зенит" и "Глобекс" и ряд других менее крупных.

Глава департамента розничных продаж Юникредит-банка Иван Матвеев признает, что для граждан ставка действительно выросла в среднем на 1 п. п. "Дело в том, что размер субсидии для нас со стороны государства снизился, а удешевления фондирования мы пока за счет снижения ставки не ощутили,-- указывает он.-- Через какое-то время привлечение средств подешевеет, и только тогда банки снизят ставки". По мнению старшего вице-президента ВТБ 24 Алексея Токарева, снижение ставок в рамках программы льготного автокредитования может произойти уже в конце текущего месяца. Снижение ключевой ставки ЦБ пусть не сразу, но должно оказать влияние на стоимость фондирования финансовых организаций, что, в свою очередь, должно привести к снижению конечных ставок для клиентов, указывает директор департамента автокредитования Сетелем-банка Владимир Мартюков.

Все банкиры сходятся во мнении, что госпрограмма -- существенная поддержка автокредитования. По данным агентства Frank research group (FRG), за первые три месяца текущего года (до запуска программы) объем рынка автокредитования сократился на 8,7%, до 851 млрд руб. Более поздние оценки рынка у FRG отсутствуют. "Автокредит с господдержкой подоспел как нельзя кстати,-- говорит директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков.-- На фоне снижения кредитных продаж в два раза это существенная поддержка как для банков, так и для рынка новых автомобилей". По словам Владимира Мартюкова, с запуском госпрограммы льготного автокредитования рост количества заявок на автокредит только в Сетелем-банке составил более 30%, на госпрограмму приходится более 60% обращений.

Ксения Дементьева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное