Новости

ОАО РЖД рисует пути к безубыточности. Либо госсубсидии, либо резкий рост тарифов

В четверг на совещании у Аркадия Дворковича обсуждались финансовый план ОАО РЖД на 2015-2018 годы и варианты индексации грузовых тарифов на 2016 год, рассказал "Ъ" источник, знакомый с деталями обсуждения. По его словам, монополия считает "справедливым" рост тарифов на 17,7% и тогда готова обойтись без госсубсидий. При меньшем повышении (7,5-15,7%) ОАО РЖД нужна господдержка на 26-130 млрд руб.

Собеседник "Ъ" отмечает, что Минэкономики и Минфину "не понравились" предложенные варианты. В пятницу в указанных министерствах на запросы "Ъ" не ответили. По словам другого источника "Ъ", близкого к правительству, господин Дворкович (ожидается, что вице-премьер возглавит совет директоров ОАО РЖД) готов поддержать индексацию максимум на 10%, "пока эта ставка взята за базу во всех расчетах ОАО РЖД". Но при таком росте монополия настаивает на субсидиях в объеме 100 млрд руб., а вице-премьер не собирается принимать решение, пока ОАО РЖД не "отработает программу сокращения издержек", добавляет источник "Ъ". В аппарате Аркадия Дворковича и ОАО РЖД отказались от комментариев. Источник "Ъ", близкий к монополии, подтвердил, что решений на совещании принято не было.

Индексация тарифов ежегодно становится предметом споров между ОАО РЖД и правительством. Еще в 2013 году Белый дом утвердил индексацию тарифов монополий в 2015-2018 годах на уровне инфляции предыдущего года, но при инфляции в 6% ОАО РЖД удалось убедить правительство в 2015 году поднять грузовой тариф на 10% и выдать субсидию в 30 млрд руб. Иначе ОАО РЖД грозило закончить год с убытком в 100 млрд руб., объясняя это падением погрузки и заморозкой тарифов в 2014 году. По прогнозу социально-экономического развития РФ от Минэкономики, в 2015 году инфляция составит 11,6%, а железнодорожный тариф в 2016 году повысится только на 7,5%. Но в мае глава ОАО РЖД Владимир Якунин уже заявил, что при этом компании потребуется субсидия в 140 млрд руб.

Источник "Ъ" говорит, что на совещании представители монополии заявили о тяжелом финансовом положении ОАО РЖД: из-за спада погрузки за пять месяцев года компания недополучила 18,4 млрд руб. и еще 6 млрд руб.-- на пассажирских перевозках дальнего следования.

В июне ОАО РЖД прогнозирует снижение погрузки на 5,3%, а по итогам года -- на 2,5%, до 1,19 млрд тонн, уточняет собеседник "Ъ". Он отмечает, что в 2015 году ОАО РЖД ожидает роста расходов к утвержденному советом директоров плану на 14,7 млрд руб., до 1,32 трлн руб., а в 2016-м -- до 1,46 трлн руб., в первую очередь из-за ухудшения прогнозов Минэкономики.

На этом фоне ОАО РЖД скорректировало прогноз на 2016 год, сделав его более консервативным, говорит источник "Ъ". Погрузка в 2016 году снижена до 1,2 млрд тонн с 1,23 млрд тонн, доходы от перевозок вырастут до 1,48 трлн руб. вместо 1,44 трлн руб., а чистая прибыль будет равна нулю (без учета курсовых разниц, при субсидиях на 100 млрд руб. и росте тарифов на 10%).

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что за последние два года ОАО РЖД не приняло никаких мер для роста доходов от погрузки, кроме повышения тарифов.

Но при ухудшении ситуации в экономике этот механизм уже не работает, а индексация тарифов выше 10% может крайне негативно отразиться на многих отраслях промышленности и привести к оттоку грузов на другие виды транспорта, считает эксперт. По его мнению, ОАО РЖД с грузоотправителями нужно переходить на гибкое тарифообразование.

Юлия Галлямова 

Потребность ОАО РЖД в госсубсидиях в 2016 году
 

  Рост тарифов на
грузоперевозки
(%)
Размер
субсидий
(млрд руб.)
Прогноз Минэкономики 7,5 130
Консервативный сценарий 10 100
Индексация тарифа по инфляции 2015 года 15,7 26
Экономически обоснованный тариф 17,7 0

Источник: расчеты ОАО РЖД.


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное