Глава "Роснефти" Игорь Сечин предложил Владимиру Путину ввести специальные меры законодательного стимулирования для загрузки заказами Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС, основной актив -- верфь "Звезда"). В письме господина Сечина, отправленном в середине июля (копия есть у "Ъ"), предлагается стимулировать размещение "всех заказов российских компаний на строительство судов и морской техники в РФ" (речь идет о "Газпроме", НОВАТЭКе, ЛУКОЙЛе и других), а также сформировать единую площадку по размещению заказов на базе ДЦСС. В госкомпаниях это должно быть проведено через директивы советам директоров, для частных компаний механизм не приводится. "Роснефть" также считает, что на "Звезде" нужно размещать заказ и на суда, привлекаемые в долгосрочную аренду (так делает НОВАТЭК в "Ямал СПГ").
Игорь Сечин предлагает и другие стимулы: налог на имущество за использование судов иностранного производства и обязательство для компаний, закупающих суда за рубежом, с 2019 года (когда планируется ввод "Звезды") размещать заказ также и на российских верфях. "Роснефть" выступает и за внесение изменений в шельфовые лицензии: включение в условия локализации морской техники "с уровнем до 70%". Помимо "Роснефти" работать на шельфе РФ может только "Газпром", но обсуждается допуск и других компаний, в частности ЛУКОЙЛа.
Кроме того, "Роснефть" предлагает обсудить выдачу квот на вылов рыбы при условии строительства рыболовного судна в РФ ("квоты под киль"). Эту идею поддерживали Минпромторг и Росрыболовство, предлагая выделять таким компаниям еще 20% от суммарного объема общего допустимого улова.
Но, отмечает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Александр Фомин, стоимость крупнотоннажного рыбопромыслового судна составляет 2,5-3 млрд руб., а прибыль отрасли сегодня не выше 11 млрд руб. Тогда за свой счет рыбаки смогут строить не более четырех судов в год при потребности отрасли в 500 судов.
"Роснефть" пытается придать новую жизнь идее концентрации шельфовых заказов на "Звезде", которую в июне 2014 года поддержал президент РФ, заявивший, что нефтегазовые компании должны строить суда в России.
По словам источников "Ъ", Владимир Путин поручил правительству предложить меры поддержки судостроения на базе предложений "Роснефти". Вчера в компаниях и профильных министерствах отказались от комментариев, лишь в Минэкономики подтвердили, что "вопрос прорабатывается".
Глава ОСК Алексей Рахманов сообщил "Ъ", что "существенная часть" предложений созвучна стимулирующим мерам, которые корпорация прорабатывает с Минпромторгом. Он отметил, что ОСК поддерживала сходные инициативы, например, идею Минтранса обязать экспортеров СПГ и шельфовой нефти использовать суда под российским флагом. По мнению топ-менеджера, размещение заказов на верфях РФ должно идти "сообразно свободным мощностям, компетенциям и оптимальной логистике".
"Что будет со "Звездой" и когда она заработает, непонятно, а нам предлагают отдать туда все заказы",-- замечает собеседник "Ъ" в нефтегазовой отрасли.
Он напоминает, что предыдущие крупные заказы на отечественных верфях (например, на платформу "Приразломная" "Газпрома" и платформы для каспийских проектов ЛУКОЙЛа) выполнены с превышением сроков и сметы. Но непосредственной угрозы для реализуемых проектов других компаний идеи "Роснефти" пока не несут: НОВАТЭК заказ на 16 танкеров для "Ямал СПГ" разместил в Южной Корее, ЛУКОЙЛ для Каспия и так строит значительную часть техники в России. После 2019 года два СПГ-проекта на Балтике и на Сахалине, для которых потребуются газовозы, может запустить "Газпром". "Уж "Газпром" как-нибудь отобьется",-- замечает собеседник "Ъ" в отрасли. При этом западные санкции и так поставили под сомнение все нефтяные проекты на арктическом шельфе в ближайшие годы.
Юрий Барсуков, Анна Зиброва, Яна Циноева




SIA.RU: Главное