Правительство России впервые за многие годы признало, что какой-то вид фискальной нагрузки может быть избыточным или ненужным. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил обсудить изменение тарифа сборов по страхованию от несчастных случаев на производстве (от 0,2% до 8,5% от фонда оплаты труда в зависимости от отрасли) -- сейчас Фонд социального страхования (ФСС), в который этот сбор идет, профицитен. Ранее Белый дом был готов рассмотреть только рост расходов Фонда социального страхования на увеличение социальной защиты труда. Впрочем, и в этом случае вряд ли речь зайдет о том, чтобы определиться, в каком объеме труд вообще необходимо защищать и для каких целей.
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил рассмотреть вопрос об изменении уровня тарифов по страхованию от несчастных случаев -- соответствующее заявление он сделал вчера в ходе заседания правительства. Как сообщил на совещании замминистра финансов Сергей Шаталов, этот вид тарифа сейчас несколько завышен и по соответствующему виду страхования ежегодно формируется профицит. "Если по первому направлению, которое включает в себя пособия по беременности и родам, есть дефицит порядка 16 млрд руб., то по второму, включающему страхование от несчастных случаев на производстве, мы ежегодно имеем профицит порядка 20 млрд руб.",-- пояснил он. По словам замминистра, в сумме по этому виду страхования на депозитах накопилось около 100 млрд руб. "Причем далеко не все они находятся в хороших банках, есть и те, у которых отзываются лицензии",-- подчеркнул господин Шаталов.
Сейчас для уплаты взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний существует 32 тарифа -- для работодателей они дифференцированы по классам профессионального риска работников на производстве и составляют от 0,2% (бюджетники и неопасные предприятия) до 8,5% (угледобывающая и химическая промышленность) от фонда оплаты труда. Помимо оплаты пособий пострадавшим от несчастного случая на производстве или получившим профессиональное заболевание и финансирования их реабилитации поступления от этого вида страхования также идут на внедрение мер по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний. В 2015 году доходы фонда по этому виду страхования должны были достигнуть 97,3 тыс. руб., расходы -- 86,3 тыс. руб.
Вопрос об избыточности тарифа возникает в правительстве не первый раз, однако ранее решение проблемы правительство видело исключительно в увеличении расходов фонда.
Нынешнюю попытку инициировать снижение доходов фонда в ФСС оценивают довольно скептично. Как отмечает источник "Ъ" в фонде, объем резерва фонда теоретически позволяет на год обнулить соответствующую ставку страховых взносов, однако чтобы снизить тариф на системной основе, его объема недостаточно. "Есть несколько направлений деятельности фонда, которые сейчас обсуждаются в правительстве и могут потребовать увеличения нынешнего объема расходов",-- говорит он. По словам источника "Ъ", в первую очередь рост расходов будет зависеть от возможных изменений по раннему диагностированию профзаболеваний и расширению состава выплат. Кроме того, министр труда Максим Топилин в ходе вчерашнего заседания заявил, что необходимо дать работодателям возможность направлять на предупреждение несчастных случаев не 20%, а 30% тарифа страховых взносов -- что, соответственно, также сократит поступления в бюджет фонда. "Помимо прочего необходимо учитывать и объем долгосрочных обязательств фонда -- ряд пособий из этого вида взносов мы выплачиваем в течение нескольких лет, и чтобы полностью профинансировать наши долгосрочные обязательства, нынешний объем резерва не только нельзя сократить, а необходимо увеличить в несколько раз",-- пояснил источник "Ъ". Также, по его словам, в правительстве все еще не решен вопрос о расходах на индексацию выплат -- будет ли оно происходить по фактической или по прогнозной инфляции.
Происходящее фактически первое в новейшей истории России признание правительством того факта, что налоговая и квазиналоговая нагрузка может хотя бы в теории быть избыточной с точки зрения потребности государства в средствах, обеспечиваемых перераспределением.
Пока нет оснований предполагать, что внезапное признание правительством РФ тарифов социального страхования избыточными приведет к обсуждению долгосрочных целей и задач ФСС как института. Несмотря на то что наиболее логичным был бы именно такой поворот событий, ни состояние профсоюзов, ни качество дискуссий в парламенте, ни принятые технологии разработки законопроектов в правительстве, видимо, не позволяют заняться этим, по крайней мере с перспективой получить социально приемлемый результат. Тем не менее, судя по готовности к постановке вопроса о тарифе ФСС (а также и по ряду последних заявлений Минтруда и Минфина по пенсионной системе, например по признанию в июле 2015 года того факта, что функцией пенсий в РФ является замещение заработка нетрудоспособным пожилым людям, а не государственное премирование из ПФР успешно завершенной трудовой карьеры), запрос на такого рода обсуждение в Белом доме уже есть. При этом обсуждение может продвинуть вопрос переоформления фонда в публично-правовое образование: в ЕС такой статус для структур, занятых страхованием трудовых рисков, обычен.
Анастасия Мануйлова, Дмитрий Бутрин




SIA.RU: Главное