Румынский суд отказался снять ограничения в передвижении с шести топ-менеджеров Petrotel -- структуры ЛУКОЙЛа, управляющей НПЗ в Плоешти, и отложил на десять дней рассмотрение ходатайства компании о снятии обеспечительных мер на 2 млрд евро. Румынская прокуратура обвиняет Petrotel и ее менеджеров в уходе от налогов. Подобные претензии возникали и раньше, но сейчас давление на ЛУКОЙЛ со стороны властей резко выросло. По мнению источников "Ъ", это может быть связано с ослаблением позиций политиков, лояльных к инвесторам из РФ.
Суд румынского Плоешти 4 августа отклонил ходатайство топ-менеджеров структуры ЛУКОЙЛа Petrotel LUKOIL (управляет НПЗ мощностью 2,4 млн тонн) об отмене мер пресечения (ограничения в передвижении). В рамках расследования отмывания денег Petrotel и уклонения от налогов румынская прокуратура предъявила обвинения гендиректору компании Андрею Богданову, его заместителям Алексею Воинцеву, Дэну Данулеску и Ольге Кузиной, члену совета директоров Андрею Ратце и главному бухгалтеру Дорелю Дуте в нанесении ущерба Румынии на сумму 1,77 млрд евро. Но, как поясняют в ЛУКОЙЛе, для ряда сотрудников меры пресечения были смягчены.
Предполагалось, что вчера суд рассмотрит и жалобу ЛУКОЙЛа на введение обеспечительных мер, но суд перенесли на 14 августа. Речь идет о заморозке активов группы на 2 млрд евро в начале июля. Это затронуло банковские счета LUKOIL Europe Holdings в Британии и Нидерландах, эмиссионные выплаты, акции и облигации Petrotel, счета компании в Нидерландах. Прокуратура начала расследование против компании еще в октябре 2014 года, но тогда речь шла только о .230 млн. Месяц назад прокуратура расширила дело, заподозрив, что компания выводила деньги в рамках кредитных схем.
Хотя расследование идет уже давно, сейчас оно достигло наиболее серьезной стадии для ЛУКОЙЛА.
В прошлом октябре, когда прокуратура наложила арест на сырье и продукцию НПЗ в Плоешти и он был остановлен, ЛУКОЙЛ смог опротестовать это в суде за несколько дней. Сейчас, как пояснил "Ъ" вице-президент компании по нефтепереработке, нефтехимии и газопереработке Томас Мюллер, в ЛУКОЙЛе по-прежнему считают обвинения необоснованными. Но топ-менеджер признает, что "не знает, что думает румынское правительство". "Мы заплатили $650 млн налогов с того момента, как вошли в актив. Большая часть -- это акциз на топливо, НДС. Налог на прибыль составляет не такую большую часть, мы были бы рады платить больше",-- уверяет он. "Основная часть проблемы -- полное недопонимание того, как работает компания и какие практики являются распространенными у международных нефтекомпаний",-- считает Томас Мюллер.
По словам господина Мюллера, ЛУКОЙЛ "очень тревожит" возможность остановки НПЗ: "Мы бы не хотели увидеть это снова, особенно в летнее время, когда спрос высок, но если активы будут арестованы, у нас не будет выбора".
Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, полагают, что ситуация вокруг НПЗ во многом связана с политической борьбой в Румынии между президентом Клаусом Йоханнисом, который считается прозападным, и премьером Виктором Понтой, который может уйти в отставку из-за обвинений в коррупции. Разногласия касались и ЛУКОЙЛа: в ноябре 2014 года президент предлагал национализировать НПЗ, но премьер отклонил это. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов просил Клауса Йоханниса о встрече для обсуждения ситуации, но, по данным "Ъ", ответа не получил.
Чрезвычайный и полномочный посол РФ в Румынии Олег Мальгинов признает, что "усилились негативные тенденции в двустороннем экономическом сотрудничестве".
Ольга Мордюшенко, Юрий Барсуков




SIA.RU: Главное