Новости

Капремонту готовят капитальную гарантию. Минстрой предлагает государству отвечать за сохранность накоплений граждан

Минстрой России подготовил законопроект о субсидиарной ответственности государства по вкладам граждан, выбравших спецсчет для перечисления сборов за капремонт. Законопроект разрешает помещать средства на высокодоходные депозиты в 50 крупнейших банков страны, при этом Минстрой предполагает, что государство будет не просто страховать вклады на определенную сумму, а возвращать в случае отзыва лицензий у банков все накопленные средства. Ранее Минфин возражал против этой схемы. Минстрой не обсуждает бюджетные риски при создании многомиллиардного рынка гарантированных депозитов ЖКХ.

Судьба средств, собираемых с россиян на капитальный ремонт многоквартирных домов, волнует не только самих плательщиков. В Минстрое предлагают дополнить Жилищный кодекс РФ статьей 175.1, где говорится о возможности создания в российских банках "специальных депозитов" для размещения на них взносов на капремонт, ранее собранных с граждан (текст законопроекта есть у "Ъ"). Популяризации депозитов должна способствовать другая принципиальная норма законопроекта -- о "субсидиарной ответственности" государства в случае отзыва лицензии у банка, где был открыт депозит. В этом случае предлагается возвращать владельцам счетов все накопленные на них средства, а не только оговоренный лимит в системе страхования вкладов.

Отметим, что еще в апреле 2014 года Минстрой выступал за включение спецсчетов именно в систему страхования вкладов (это предложение поддерживала тогда и Федеральная антимонопольная служба). Однако после претензий Минфина от идеи страховки через АСВ отказались.

При этом в Минстрое заверяют, что механизм "субсидиарной ответственности" государства по подобным вкладам не предусматривает правок федерального или региональных бюджетов на предмет дополнительных расходов. "Если что-то случится с одним из 50 банков и у него отзовут лицензию, граждане должны пойти в суд, затем получить исполнительный лист, по которому Минфин будет обязан найти деньги",-- считают в ведомстве.

В Минфине на запрос "Ъ" о том, в какой степени возможна реализация такой схемы, оперативно ответить не смогли. Партнер компании "Яковлев и партнеры" Игорь Дубов считает, что Минфин будет против, но не видит противоречий в выбранной Минстроем схеме компенсации в случае отзыва лицензии.

"Государство несет субсидиарную ответственность по Сбербанку,-- рассуждает он.-- Логично, чтобы оно отвечало в случае неприятных ситуаций и по спецсчетам, ведь это же не добровольные взносы: государство обязало граждан уплачивать взносы на капремонт и хранить эти средства в банках".

Идея субсидиарной ответственности государства, прописанная в законопроекте, может не облегчить, а наоборот -- осложнить контроль за средствами, собираемыми на капитальный ремонт: наличие законодательной гарантии возмещения может повысить риск возникновения ситуации, когда такое возмещение потребуется. Тем не менее президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян называет предложения Минстроя "разумными", поясняя, что схема с депозитами обеспечит "защищенность вкладов и их целевое использование".

В законопроекте Минстроя говорится, что для перевода сборов за капремонт на "специальные депозиты" необходимо решение общего собрания жильцов дома. В 87% домов в РФ (в Москве -- в 78% случаев) собрания по поводу взносов на капремонт вообще не проводились, и средства "молчунов" пошли в региональные фонды. "Это говорит о пока низкой культуре собственника",-- заявил "Ъ" глава Минстроя Михаил Мень. В его ведомстве надеются, что новый порядок "повысит уровень самостоятельности и ответственности собственников" жилья, а заодно поможет сохранить их средства от инфляции. "Мы, конечно, подталкиваем наших граждан к пути индивидуального спецсчета дома, потому что он все равно более объективный, более прозрачный и более под контролем у граждан. А принцип регионального оператора хорош для домов в более ветхом состоянии -- это как советская касса взаимопомощи",-- заявил "Ъ" господин Мень.

Отметим, основная проблема схемы, предложенной Минстроем,-- бюджетные риски, связанные с готовностью банков размещать прогарантированные средства депозитов более рискованно, нежели в обычной ситуации без гарантий. Оценить объемы потенциальных рисков невозможно из-за принципиального отсутствия статистики по этому рынку, исходя из суммы сборов на 2015 год, реальные риски бюджета за год составляют несколько миллиардов рублей в год. В практике РФ Минфин ежегодно закладывает в федеральный бюджет средства, которые предположительно потребуются на исполнение проигранных государством исков. В случае со спецдепозитами дополнительной проблемой является быстрое накопление объема неявных гарантий без формирования бюджетом соответствующего резерва доходов -- ведь не предполагается, что со спецдепозитов ЖКХ будет взыматься, как в случае с АСВ, какая-то плата за страховку.

Александр Воронов, Вячеслав Козлов, Дмитрий Бутрин
 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное