Российский рынок грузовиков, традиционно более уязвимый в кризис по сравнению с легковыми автомобилями, по итогам первого полугодия рухнул на 62%. Сильнее всего пострадали иностранные бренды, ряд которых в начале года приостановил сборку в России. Падает спрос и на продукцию белорусского МАЗа. На этом фоне КамАЗу и "Уралу" удалось резко нарастить доли рынка, вместе заняв около 70%.
По итогам первого полугодия 2015 года рынок грузовых автомобилей упал на 62,3%, до 14 тыс. машин, следует из отчета КамАЗа за второй квартал. Лидер рынка КамАЗ сократил продажи на 52,7%, до 7,7 тыс. машин. Реализация грузовиков "Урал" группы ГАЗ сократилась на 7,7%, до 2,4 тыс. машин. Продажи белорусского МАЗа упали на 84%, до 600 машин. Объем продаж иностранных брендов (Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz и другие) снизился на 76%, до 3,43 тыс. машин.
Впрочем, отечественным игрокам удалось резко нарастить долю рынка. Например, КамАЗ увеличил долю на 10,9 процентного пункта (п. п.), до 54,3%, достигнув максимального показателя за пять лет. Грузовики "Урал" группы ГАЗ увеличили свое присутствие на рынке на 9,7 процентного пункта, до 16,8%.
В группе ГАЗ объясняют это тем, что продажи "Урала" упали меньше, чем рынок, кроме того, в октябре прошлого года была запущена модернизированная модель "Урал-М", основные продажи которой пришлись уже на первое полугодие этого года. При этом белорусский МАЗ сократил свою долю на 6,3 п. п., до 4,1%. Присутствие других иномарок на рынке достигло пятилетнего минимума, упав на 14,2 п. п., до 24,5%. Дело в том, что ряд иностранных сборочных производств в России сейчас не работают.
Руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев отмечает, что на фоне девальвации рубля и снижения издержек потребители переходят на более дешевую технику. Этим объясняется значительный рост доли локализованных производителей. Кроме того, отечественные грузовики участвуют в госпрограмме утилизации, которая дает существенное ценовое преимущество (более 10% от стоимости), в программе льготного лизинга. Традиционно существенный объем продаж им приносят госзакупки. Кроме того, государство субсидирует приобретение газомоторной техники.
Андрей Томышев прогнозирует замедление темпов падения рынка грузовиков во втором полугодии именно за счет мощной господдержки, он ожидает, что по итогам года продажи все равно упадут на 50-60%.
Яна Циноева




SIA.RU: Главное