По данным источников "Ъ", правительство сомневается в целесообразности выделения ей дополнительной помощи из-за "отсутствия четкого понимания происходящего внутри компании". Между тем контрагенты "Трансаэро" в августе все активнее предъявляют претензии по долгам перевозчика: остановить обслуживание самолетов компании уже грозили в аэропорту Домодедово и в аэропорту Анапы.
Как выяснил "Ъ", контрагенты "Трансаэро", задолженность которой по итогам 2014 года составляла не менее 160 млрд руб., все активнее предъявляют претензии к неплатежам авиакомпании. Так, директор аэропорта Домодедово Игорь Борисов 12 августа направил письмо министру транспорта Максиму Соколову (копия есть у "Ъ"), сообщив, что на середину августа просроченная задолженность "Трансаэро" за наземное обслуживание составила 387 млн руб. В письме говорится, что аэропорт пытался урегулировать погашение долга, но авиакомпания не исполнила все согласованные варианты решения. Господин Борисов просил министра о содействии и сообщал, что Домодедово может остановить обслуживание "Трансаэро" еще 14 августа. Вчера в Минтрансе "Ъ" подтвердили получение письма. В Домодедово не стали раскрывать детали взаимодействия с "Трансаэро", но подчеркнули, что аэропорт выполняет все обязательства по соглашению о наземном обслуживании с авиакомпанией.
Аналогичные претензии к "Трансаэро" предъявил и аэропорт Анапы. Управляющий директор аэропорта Николай Ратушный в письме гендиректору авиакомпании Ольге Плешаковой, главе Росавиации Александру Нерадько и в Южную транспортную прокуратуру сообщил, что авиакомпания задолжала 1,4 млн руб. за наземное обслуживание. Стороны работают по 100-процентной предоплате, и аэропорт может отказать компании в предоставлении услуг, заранее уведомив ее. В письме господина Ратушного указывалось, что "Трансаэро" должна погасить долг до утра 19 августа, иначе ее обслуживание может быть остановлено уже 25 августа. В "Базэл Аэро" (управляет аэропортом) "Ъ" подтвердили отправку письма и возможную приостановку обслуживания до решения финансовых вопросов, но отметили, что задолженность частично погашена.
В "Трансаэро" "Ъ" сообщили, что обслуживание ее самолетов осуществляется в аэропортах в полном объеме в соответствии с действующим расписанием.
Кроме того, во вторник банк "Открытие" подал иск к "Трансаэро" в арбитражный суд Москвы с требованием взыскать около 1,3 млрд руб., третьим лицом указана дочерняя компания "Газпром нефти" "Газпромнефть-аэро", снабжающая перевозчиков топливом. В банке отказались от комментариев, в "Газпром нефти" сообщили, что не получили документов по иску. В "Трансаэро" "удивлены появлением иска" и обещали дать комментарий после его получения. Источник "Ъ" на топливном рынке пояснил "Ъ", что речь идет о задолженности за топливное обслуживание судов "Трансаэро". Это не первый такой случай: на прошлой неделе агентство ТАСС со ссылкой на письмо замгендиректора по коммерции дочерней структуры "Роснефти" "РН-Аэро" Кирилла Молоденкова сообщало, что долг "Трансаэро" перед компанией -- 3,5 млрд руб., из них просроченная задолженность -- 1,2 млрд руб.
"Трансаэро" испытывает финансовые трудности с осени 2014 года. Основными негативными факторами в компании называли санкции, снижение курса рубля, сократившее спрос, ограничение полетов через Украину и др. По данным МСФО за 2014 год, общие обязательства "Трансаэро" составляли около 160 млрд руб., из которых на краткосрочные пришлось 81,2 млрд руб., кредиторская задолженность увеличилась почти на 70%, до 36,2 млрд руб. По данным РСБУ, в первом полугодии 2015 года чистый убыток "Трансаэро" составил 8,5 млрд руб.
По данным "Ъ", в правительстве не настроены на продолжение поддержки "Трансаэро". Как писал "Ъ" 6 августа, Минэкономики считает, что хронические убытки перевозчиков возникли из-за политики самих компаний, и видит решение не в адресной господдержке, а в уходе компаний-должников с рынка (наибольшая нагрузка у "Трансаэро" и "ЮТэйр"). Вчера вице-премьер Аркадий Дворкович заявил телеканалу "Россия", что правительство будет помогать авиакомпаниям при наличии понятной модели выхода из сложной ситуации и способности ее реализовать. Но федеральный чиновник сообщил "Ъ", что с учетом непростого финансового состояния "Трансаэро" и "отсутствия четкого понимания у правительства происходящего внутри компании" обсуждение дальнейшей помощи перевозчику государством находится под вопросом.
Елизавета Кузнецова, Егор Попов




SIA.RU: Главное