Забеги по льду Байкала при минус тридцати, марафоны и, чем черт не шутит, триатлон. Западная мода на коммерческие старты пришла в Россию. Кто и как осваивает этот рынок, разбирались корреспонденты "Денег".
Материал для гвоздей
Проплыть 3,8 км, проехать 180 км на велосипеде и пробежать 42 км, марафонскую дистанцию.
Один из российских фанатов триатлона, издатель Михаил Иванов, назвал триатлон "новым ответом на кризис среднего возраста": если раньше мужчины за сорок заводили спортивные автомобили и молодых жен, сейчас они занимаются триатлоном.
Американская компания The World Triatlon Corporation (бренд -- Ironman), основатель и мировой лидер в популяризации этого спорта, имеет годовой доход более $150 млн -- главным образом за счет членских взносов участников (от $600) и продажи франшиз по всему миру. Российские же популяризаторы триатлона -- Максим Журило, владелец школы бега Iloverunning, Олег Самохвалов, совладелец группы страховых компаний "Малакут", и Владимир Волошин (у него франшиза сети кофеен Coffee and the City) решили, что покупать франшизу за $300 тыс. на мероприятие для них дорого, и основали свой, но очень похожий бренд -- Ironstar. "Вместе с Федерацией триатлона мы провели соревнования для любителей и профессионалов: этим летом состоялось первое соревнование, где непрофессиональные спортсмены бежали, плыли и крутили педали рядом с ядром олимпийской сборной",-- рассказывает Владимир Волошин. Среди обычных участников, согласно проведенному самой компанией исследованию, большинство -- топ-менеджеры (62%) и владельцы (13%) бизнеса, и платят они за участие в Ironstar от 8 тыс. руб. за индивидуальное участие до 13 тыс. руб. за командное. Первые соревнования Ironstar проходили на трассах триатлона в Сочи, и на сентябрьский длинный "полужелезный" (половина дистанции Ironman) марафон там уже зарегистрировалось более 700 человек. В следующем году компания готовится также освоить созданные к Универсиаде триатлонные мощности Казани. "Для регионов соревнования выгодны, потому что в среднем за пять дней пребывания в Сочи участник тратит на проживание, питание и т. д. 46 тыс. руб.",-- рассказывает Волошин. Впрочем, для создателей бизнеса прибыльным проект еще не стал -- слишком велики затраты на организацию соревнований. "Суммарный бюджет соревнований в этом году составил 50 млн руб., сборы с участников покрывают эти средства только на 10%, остальное -- деньги спонсоров и ключевого инвестора",-- рассказывает Владимир Волошин. "Выйти в ноль" предприниматели надеются в 2016-м, а в 2017-м должны появиться первые плюсовые показатели.
Грязные старты
"Поцелуй грязи", "липкая паутина", "бежать под пулями" и "ползти под танком" -- так называются некоторые препятствия на 10-километровых трассах "Гонки героев". Трассы расположены на полигонах Минобороны в семи российских городах, и всего за два года существования проект стал очень популярным. "Мы постоянно развиваемся,-- гордятся в компании.-- Всего три года назад мы начинали с забега с 300 участниками, а в этом году в гонках примет участие уже более 40 тыс. человек". В среднем в каждом забеге сейчас принимают участие от 800 до 1500 тыс. человек. Отдельным направлением для компании стали корпоративные забеги: "Наши гонки становятся для компаний своеобразным летним тимбилдингом",-- сообщают в "Гонке героев".
Стоимость участия в гонках -- от 1700 руб. в Челябинске или Владивостоке до 3500 руб. на подмосковном полигоне Юшково (Наро-Фоминский район). Мероприятие организовали в 2013-м трое любителей спорта -- предприниматели Юрий Новожилов и Глеб Юн, а также дочь министра обороны Сергея Шойгу Ксения. Считается, что придумал гонку Глеб Юн, чемпион мира и Европы по бразильскому джиу-джитсу среди любителей, владелец калининградского завода пластика "Гагарин декор". Основным инвестором является исполнительный директор НПФ "Благосостояние" Юрий Новожилов, а ключевой вклад в развитие внесла недавняя выпускница экономфака МГИМО Ксения Шойгу.
Гром и москвичи
Компания 3Sport проводит в Москве марафоны и полумарафоны под названием "Гром" -- по фамилии основателя Михаила Громова, а также лыжные гонки и триатлон на короткой дистанции. "Когда я организовывал марафон первый раз, в 2010-м, идея была не в том, чтобы заработать денег, а просто собрать друзей и пробежаться",-- рассказывает Громов. Тогда на первый "Гром" пришло только 157 человек, а уже через два года, в 2013-м, полумарафон собрал 2700 участников. Из-за растущего потока марафонцев в октябре прошлого года Михаил и его коллега бросили работу (они менеджеры среднего звена) и полностью посвятили себя 3Sport.
В компании делают ставку на "старты для всей семьи", большинство гонок открывается забегом для детей на символическую дистанцию в километр. "В прошлый раз участвовали 600 детей. Еще проводим женский забег на пять километров,-- рассказывает Михаил Громов.-- У нас целевая аудитория более взрослая, чем на других гонках, средний возраст участников 30-49 лет. Вот мы и подумали, как сделать так, чтобы в забегах участвовала вся семья, потому что если занимается кто-то один, остальные его не понимают, в семье разлад. В результате у нас в субботу бегут мамы и дети, папы болеют за них, а в воскресенье -- наоборот". Стоимость участия в забегах "Грома" в триатлоне (укороченная дистанция) -- 3,5 тыс. руб., в марафоне -- 1500 руб., дети бегают свой километр за 200 руб.
3Sport была основана на деньги самого Громова, и хотя популярность стартов растет (сейчас в каждом забеге принимают участие от нескольких сотен до нескольких тысяч человек), бизнесом, по словам Михаила, их назвать сложно.
"Барахтаемся на уровне самоокупаемости,-- жалуется он.-- Почти все деньги уходят на организацию забегов. Особенно дорог триатлон: нужны спасатели, велосипедная зона, нужно задействовать больше организаторов. К тому же мы производим атрибутику, медали и футболки, на это тоже деньги идут. В результате получается, что за три месяца работы у нас на зарплату трем сотрудникам остается 150 тыс. руб.".
Спартанцы и гладиаторы
В Америке на волне популярности коммерческих стартов и забегов появился запрос на гонку, которая была бы интересна опытным спортсменам и предлагала бы им что-то большее, чем очередную пройденную дистанцию и медаль в копилку. Так появилась "Спартанская гонка" (Spartan Race), в которой участникам нужно не только пробежать дистанцию, но и преодолеть всевозможные препятствия естественного и искусственного происхождения. За пять лет гонка стала известной и прибыльной, сейчас франшизы действуют в 14 странах.
Как и в случае с Ironman, перенос плодотворной идеи на российскую почву обошелся без покупки франшизы.
В данном случае, правда, "переносчик" -- автор проекта "Гонка гладиаторов" -- даже не говорит по-русски. Бельгиец Юрген Тоэлен работал в российском представительстве Nokia, откуда уволился, придумав собственный проект. В 2014-м Тоэлен решил делать спортивную гонку с препятствиями, рассказывает менеджер по коммуникациям "Гонки гладиаторов" Евгения Будрина. Гонки проходят каждые два месяца, и организаторы стараются обновлять препятствия или строить новые трассы, "чтобы участникам не приедалось". Одна гонка обходится организаторам от 4,5 млн до 8 млн руб. Такие средства удается привлечь благодаря широкой сети спонсоров и партнеров: с "Гонкой гладиаторов" сотрудничают Reebok, Canon, фитнес-клубы World Class и X-Fit, сеть кроссфит-клубов Paladin, компания "Архыз", кадровое агентство Coleman Services. Прогнозы в компании оптимистичные: "К 2017-2018-му гонка полностью окупится, и мы выйдем на прибыль".
Байкальский адреналин
Байкальский ледовый марафон (БЛМ), который проходит с 2005 года, входит в список 20 самых тяжелых марафонов мира.
Дистанцию в 42 км участникам приходится преодолевать в адских условиях: хотя марафон проходит в марте, на Байкале может быть минус 30, а по краям трассы уже проступает вода. "На Байкале есть трещины постоянные, а есть и те, которые появляются от сейсмической активности, поэтому за два месяца до марафона мы начинаем отслеживать лед (нужно, чтобы толщина была не менее 47 см). Несколько раз из-за трещин приходилось менять маршрут буквально за день до старта",-- рассказывает Алексей Никифоров, организатор состязания и владелец туристической компании "Абсолютная Сибирь". Рекорд БЛМ установил профессиональный спортсмен из Иркутска Сергей Калашников -- он пробежал 42 км за 2 часа 55 минут.
Читайте также:
Если сам марафон проходит в "адреналиновой" атмосфере, то проживание и отдых спортсменов "Абсолютная Сибирь" старается обеспечить с максимальным комфортом -- основной целью соревнования Никифоров все же считает развитие туризма в регионе. Стоимость участия в марафоне для россиян 390 евро, для иностранцев -- 545 евро, за эти деньги бегунам предоставляют также трансфер, размещение на две ночевки в гостиницах и участие в гала-ужинах.
Организаторы утверждают, что каждый марафон обходится им в среднем в 2 млн руб., прибыль же компания не раскрывает, так как от раза к разу она варьируется. "В прошлом году, несмотря на санкции, к нам прилетели 90 американцев, и мы заработали в несколько раз больше, чем обычно",-- рассказывает Алексей Никифоров.
МАРИЯ ШЕР, ОЛЬГА БУРЛАКОВА




SIA.RU: Главное