Новости

ОАО РЖД предложили пройтись по ступенькам. ФАС хочет индексировать тарифы дважды в год

ФАС России в рамках борьбы с "аппетитами монополий" предложила опробовать на ОАО РЖД новую схему индексации тарифов -- дважды в год, в январе и июле. Но идея вызывает сомнения как у Минэкономики, так и у потребителей. Последние опасаются, что ступенчатая индексация создаст сложности с планированием бюджетов, а эксперты говорят, что ОАО РЖД получит лишь дополнительное "окно" для торга с правительством за темпы роста тарифов.

Глава ФАС Игорь Артемьев вчера в ходе коллегии ведомства заявил, что оно выступает за постепенную индексацию тарифов ОАО РЖД в 2016 году: на 4% с 1 января и на 5% -- с 1 июля. Он пояснил, что "ступенечки" повышения тарифов "нужно постараться сделать как можно меньше", за счет этого "разовый скачок" индексации будет не таким сильным.

"Нужно ограничить аппетиты этой монополии регулированием тарифов по формуле "инфляция минус"",-- добавил господин Артемьев.

Сейчас, в отличие от остальных монополий, тарифы ОАО РЖД индексируются не с 1 июля, а с 1 января. Тарифы на 2015-2018 годы индексировались по инфляции предыдущего года, но ОАО РЖД, пугая убытком в 100 млрд руб., убедило Белый дом в 2015 году поднять грузовой тариф на 10% и выдать субсидию в 30 млрд руб. В 2016 году ОАО РЖД хотело большего: экс-глава компании Владимир Якунин настаивал, что монополия обойдется без субсидий только при росте тарифов на 17,7% (иначе требовалась господдержка в 26-130 млрд руб.). Сейчас ФАС выступает против высокой индексации тарифов и субсидий. В понедельник Игорь Артемьев говорил, что служба выступает за повышение тарифов ОАО РЖД на 7,5-10%.

Минэкономики выступило против "ступенчатой" индексации тарифов. Замминистра Николай Подгузов заявил, что их увеличение несколько раз в год "приведет к дополнительным издержкам" грузоотправителей.

Другой собеседник "Ъ" говорит, что тарифная модель ФАС "в целом устраивает правительство": "Не исключено, что на ОАО РЖД правительство тестирует новые подходы к тарифам". Он подчеркнул, что "политика индексации и субсидирования заставляет искать новые подходы за счет сокращения издержек", и ФАС "работает именно над таким принципом деятельности монополий".

Но ряд источников "Ъ" среди грузоотправителей не поддержали "ступенчатую" индексацию. "После ухода Владимира Якунина у рынка нет понимания, сохранится ли лоббистский ресурс ОАО РЖД. Поэтому постепенное повышение может внести неопределенность в правила игры: кто даст гарантии, что с июля тариф резко не станет выше или ниже?" -- говорит один из них.

Глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров согласен, что при ступенчатом повышении грузоотправителям сложнее долгосрочно планировать бюджеты.

В итоге, говорит он, у ОАО РЖД "появится еще одно "окно" в году, чтобы добиваться индексации".

Егор Попов, Юрий Барсуков, Анатолий Джумайло


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное