Сегодня на совещании о закупках госкомпаний у Дмитрия Медведева будет рассмотрено предложение первого вице-премьера Игоря Шувалова полностью перевести их в электронную форму и сосредоточить такие торги на пяти площадках, уже отобранных для торгов по госзакупкам. Контроль за покупками госмонополий на 17,5 трлн руб. в год предлагается усилить за счет Минкомсвязи, ФНС и ФСБ. При этом деньги госкомпаниям будут выделять не в виде взносов в уставный капитал, а только по договорам о предоставлении бюджетных инвестиций с жесткой фиксацией планов и ответственности за их недостижение.
Сегодня премьер Дмитрий Медведев проведет совещание о повышении эффективности закупок госкорпораций и госкомпаний. В условиях дефицитного бюджета и минимизации тарифного роста государство обнаружило источник экономии в закупках принадлежащих ему активов. В материалах к совещанию (есть у "Ъ") отмечено, что цены закупок госкомпаний "на отдельные виды материалов превышают среднюю рыночную цену от 37% до 295%", на топливо -- от 7% до 10%, на продукцию металлургии -- до 18%, превышение средних цен в закупках "государственных энергокомпаний" составляет от 28% до 94%, "что приводит к завышению затрат на 80%". При этом объем рынка закупок госкомпаний превышает 17,5 трлн руб.
Обвинения, адресованные госмонополиям, также включают затягивание сроков избавления от непрофильных активов, средства от продажи которых могли бы быть направлены на финансирование их инвестпрограмм (объем электронной приватизации госимущества и активов госкомпаний за четыре года составил лишь 50 млрд руб., 10 млрд руб.-- на площадках для госзакупок и 40 млрд руб.-- на площадке Российского аукционного дома), и уклонение их от конкурентных закупок: почти в 90% случаев заключается договор с единственным поставщиком.
Проект поручений по итогам совещания содержит два блока предложений. Первый касается сокращения госрасходов -- он предполагает правку Бюджетного кодекса, по которой вместо взносов в уставный капитал бюджетные инвестиции в 2016 году предлагается распределять "пообъектно" после заключения договоров, в которых будут описаны цели, сроки, показатели эффективности и ответственность исполнителей. Предполагается и усиление контроля за выполнением ключевых показателей эффективности менеджмента и продажей непрофильных активов. Второй блок предложений в корне меняет политику в области закупок госкомпаний (сейчас регулируется ФЗ-223). По данным "Ъ", на совещании может быть утверждено предложение первого вице-премьера Игоря Шувалова отказаться от развития рынка электронных торговых площадок (ЭТП) в пользу трех-пяти "универсальных" площадок. Им будут переданы все виды госзакупок и закупок госкомпаний любой стоимости, а также торги по продаже имущества банкротов и впоследствии -- приватизации.
Речь идет об отобранной в 2009 году пятерке игроков ("Сбербанк-АСТ", "РТС-Тендер", ЕЭТП, ЭТП ММВБ и Агентство по госзаказу Республики Татарстан), обеспечивающих госзакупки по закону о контрактной системе (44-ФЗ). Их полномочия истекли 25 января, затем были пролонгированы допсоглашениями еще на год и теперь будут без конкурса продлены повторно. После пересмотра существующих требований к площадкам будет проведен новый отбор. С учетом необходимости разработки и принятия нормативных актов о порядке его проведения это произойдет не раньше чем через год, к отбору в итоге обещают допустить неограниченное число участников. Впрочем, фактически предложение первого вице-премьера означает закрытие более 200 действующих в этих сегментах площадок. Ранее источники "Ъ" в Минэкономики утверждали, что полностью запретить госкорпорациям проводить закупки на своих площадках правительству "не хватит ни воли, ни ресурсов".
Однако де-факто Белый дом оказался готов признать: обеспечить прозрачность многотриллионного рынка госзаказа торговым площадкам совокупной стоимостью не более 50 млрд руб. не под силу, поэтому нужно оставить пять, контролируя происходящее на них силами госведомств вплоть до ФСБ.
Как сообщил "Ъ" заместитель главы Минэкономики Евгений Елин, по требованию Игоря Шувалова фискальная функция оставшихся на рынке площадок будет усилена -- кроме ФАС, уполномоченной следить лишь за правильностью процедур, "присматривать" за сделками, анализируя их раскрытие, содержание и информацию об участниках, будут Минкомсвязь, ФСБ и ФНС.
По данным Минэкономики, торги по заказу госмонополий и компаний с госучастием в июле проводили 153 электронных площадки (половина из них -- с объемом свыше 100 млн руб. в год). 90% всех процедур (на сумму 5,4 трлн руб.) по 223-ФЗ осуществляли десять операторов, половина которых аффилированы с заказчиками, трое подконтрольны офшорам. При этом порядок электронных закупок по закону 223-ФЗ не установлен, и Минэкономики не может их контролировать.
Участники рынка закупок отмечают, что рентабельность ЭТП крупных госкомпаний была минимальной: они создавались не как самостоятельный бизнес, а для обеспечения бизнеса учредителя.
По оценке собеседников "Ъ", у пяти крупнейших площадок госкомпаний выручка составляла 1 млрд руб. в год и выше, прибыль -- от 300 млн руб. в год. Бизнес лидирующих на рынке корпоративных закупок ЭТП B2B-Center ОАО "Россети" и ЭТП Газпромбанка эксперты оценивают в 5-10 млрд руб. при объеме электронных закупок в 3-5 трлн руб. В целом же объем рынка закупок оценивается в 17,5 трлн руб., из них в электронном виде осуществляется не более 40%. Половина этого объема приходится на корпоративные закупки.
Анна Пушкарская, Санкт-Петербург; Олег Сапожков, Анастасия Фомичева




SIA.RU: Главное