В условиях экономического кризиса в России одним из наиболее выгодных форматов бизнеса становится франчайзинг. Об этом заявила член Совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ) Екатерина Сойак в рамках Международного форума «Российский франчайзинг: карта нового времени», на котором были представлены свыше 170 франчайзинговых концепций из 15 стран.
По ее словам, к 2020 году число франчайзинговых концепций в России может превысить 2 тысячи, точек продаж - более 100 тысяч, а число занятых граждан - около 2 млн. человек. «Популярность такой формы ведения бизнеса вполне объяснима. Уже на старте франчайзи получает отлаженную и проверенную бизнес-модель, популярный бренд, всестороннюю поддержку, лояльных клиентов, конкурентоспособные закупочные цены. Все это делает франчайзинг гораздо более выгодным и простым способом начать свой бизнес», - подчеркнула Сойак.
В России снизились темпы роста франчайзинга
По оценкам РАФ, в России рынок франчайзинга за последние пять лет прирастал на 25% ежегодно. За последний год темпы роста в этом сегменте несколько снизились, но остаются на уровне 15%.
«Самые успешные - франчайзинговые проекты, связанные с общепитом.
Сейчас, когда покупательская способность населения снизилась, следует делать ставку на заведения быстрого питания, которые при этом могут предложить своим гостям качественную и здоровую еду. В частности, к таковым относятся заведения формата fastcasual. Данная концепция соединяет в себе быстрое приготовление еды, но не из полуфабрикатов, которые используются в концепции fastfood, а из высококачественных свежих продуктов.
Средний чек в таких заведениях не слишком высок (от 400 рублей), а быстрое обслуживание в таких заведениях обеспечит большой поток посетителей», - считает Александр Пахомов, исполнительный директор «ДжинджерБрендМен» (развивающей крупную международную сеть Tutti Frutti Frozen Yogurt в России и российскую сеть «Раз два пицца»).
Какие франшизы ждет успех?
По словам Пахомова, наиболее успешными окажутся франшизы, в которых удастся сохранить одинаково высокое качество производства или предоставления услуг в любых новых точках, независимо от места открытия.
«Очень сложно обеспечить одинаково высокое качество в парикмахерских или ателье, которые открываются по франшизе, ведь уровень обслуживания в них во многом зависит от мастерства парикмахера или швеи.
В индустрии питания также трудно поддерживать высокий уровень обслуживания в ресторанах со сложной кухней. А вот заведения демократичные, где основу меню составляют несложные по рецептуре блюда вполне можно развивать по франчайзингу, в том числе и в удаленных от Москвы регионах», - отмечает Пахомов, отметив, что именно со стороны сибирских бизнесменов наблюдается повышенный спрос на франчайзинговые проекты, связанные с общепитом. «В 2016 году наши кафе с замороженными йогуртами появятся практически во всех крупных городах региона. В течение полутора лет мы намерены открыть в Сибири свыше 20 заведений сети», - прокомментировал он.
Как влияет курс валют на иностранные франшизы?
Мастер-франчайзи в начале года опасались, что интерес к приобретению иностранных франшиз снизится из-за нестабильного валютного курса. Ведь стоимость зафиксирована в долларах, при конвертации на рубли она существенно возрастала. «В этой связи мы снизили стоимость франшизы на 37% до конца года. Этот шаг позволит потенциальным франчайзи смягчить резкий рост концессионных выплат, обусловленный изменением обменного курса рубля», - отмечает вице-президент Subway Russia Геннадий Кочетков.
Что думают российские бизнесмены о франчайзинге?
В то же время, согласно результатам исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), 32% российских бизнесменов до сих пор не знают, что означает термин «франшиза». Те, кто знаком с таким форматом бизнеса, в числе преимуществ франшизы ставят известность бренда, отработанную бизнес-модель и совместную рекламу. В числе недостатков называются высокая стоимость франшиз, недоверие к способу организации бизнеса (франчайзинга), наличие ограничений со стороны правообладателя. Тем не менее 17% опрошенных бизнесменов готовы работать по такой схеме.




SIA.RU: Главное