Новости

Закон "О торговле" не защитил производителей, особенно российских

Более 80% производителей и поставщиков продовольствия не защищены законом "О торговле" и регулярно сталкиваются с давлением ритейлеров, выяснили специалисты Российской академии наук (РАН). При этом, отмечается в исследовании, отечественным компаниям приходится особенно тяжело. Плата для них за вход в торговые сети порой в два раза выше, чем для производителей с иностранным капиталом.

Лаборатория социологической экспертизы Института социологии РАН провела опрос об отношении производителей продуктов питания к розничным сетям (копия есть у "Ъ"). Опрос заказал Центр развития экономической этики и правовых отношений. Из исследования следует, что 83% производителей с 2010 года, то есть с начала действия закона "О торговле", сталкивались с навязыванием дополнительных услуг со стороны розничных сетей. Чаще всего ритейлеры навязывали участие в акциях (78%), принудительно взимали плату за выкладку товара на полке (71%) и за введение новых позиций (70%). Лишь 8% опрошенных ответили, что не встречались ни с одним видом злоупотреблений рыночной властью. Почти половина опрошенных (49%) признала, что после принятия закона случаи давления со стороны сетей участились, 7% респондентов отметили, что такая практика стала встречаться реже.

Закон "О торговле" ограничил премии за объем закупки (ретробонус) 10% и установил предельные сроки оплаты товара в зависимости от сроков их хранения -- 10, 30 и 45 дней. В мае этого года Госдума приняла в первом чтении поправки к закону, которые снижают допустимый совокупный объем выплат сетям до 3% и сокращает сроки оплаты товаров до 5, 20 и 35 дней соответственно.

В исследовании говорится, что около четверти предпринимателей (27%) платят сетям более 40% от стоимости поставки в виде платежей за маркетинг и листинг, ретробонусов и премий. Почти каждый пятый поставщик (19%) доплачивает сетям 30-40%, каждый второй (50%) -- 10-20%. Малый и средний бизнес при этом платит больше, чем крупный: около трети (36%) представителей малых предприятий выплачивают сетям более 40% стоимости поставки, 26% их коллег -- 20-30%, 37% -- от 10-20%.

Опрос также показал, что нагрузка на российские компании выше, чем на иностранные. Представители бизнеса с иностранным капиталом (77%) рассказали, что платят сетям 10-20% от стоимости товара, остальные (23%) -- не более 10%. В то же время 31% респондентов от российского бизнеса говорят, что для них выплаты превышают 40%.

Еще 21% отечественных компаний платят рознице 30-40%, 48% -- не более 10-20%. Такая ситуация негативно влияет на эффективность производителей: 39% из них признали, что работа с сетями делает их убыточными, 36% пожаловались на сильное снижение рентабельности. Сохранение текущей политики торговых сетей будет фактором, препятствующим импортозамещению, говорится в исследовании.

Анастасия Дуленкова, Олег Трутнев 

По материалам Коммерсантъ

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное