Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС:
-- Общество здорово, если оно представителям социально значимых профессий -- учителям, врачам и другим -- делегирует значительную часть ресурсов. Но в зарплатообразовании сейчас много социального, а не экономического. Вот мы и попали в сложную ситуацию, когда зарплата выполняет функцию подстройки под все.
В мире на кризисы реагирует показатель занятости и безработицы, а у нас -- заработная плата: мы ее легко повышаем или понижаем по причине ее социальной мотивированности.
Указ президента о повышении зарплаты был экономически не подготовлен и не просчитан. В 2014 году подняли оклады учителям и врачам, и это было первое, что грохнулось под влиянием кризиса. В рыночной экономике и в бюджетной сфере нет смысла рассуждать о социальной справедливости, пока вы не зададитесь вопросом: а вообще этот врач, чиновник, генерал эффективны? Если да, то нынешняя зарплата, может быть, и низкая. Пример тому -- Сингапур, где чиновники -- самый высокооплачиваемый, но и самый эффективный слой общества. Правда, сейчас мы не можем так просто поднять зарплату, даже если она низка. История с указом продемонстрировала, что решить проблему волевым образом не получается. Против этого работают экономические законы.
Александр Широв, замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН:
-- Это во многом должно зависеть от региона, но если говорить в целом по стране, то зарплата бюджетников, например учителей, должна быть немного выше средней по стране. Так, если средняя зарплата сейчас около 30 тыс. руб., то у бюджетников она должна быть от 35 тыс. Не должны люди, которые учат детей, с трудом сводить концы с концами. Что касается чиновников, то тут все должно зависеть от их количества и эффективности.




SIA.RU: Главное