Аренда грузового автотранспорта — новый сегмент автомобильного рынка. На нем пока немного игроков, но меняющиеся рыночные условия могут сделать эту услугу столь же востребованной, как классический лизинг.
Аренда грузового транспорта -- альтернатива лизинговым программам. В России этот сегмент рынка ориентирован на крупных игроков в сфере ритейла и логистики, и для его роста есть серьезные предпосылки.
Сейчас транспортные компании работают по принципу "Взял новую машину, откатал и вернул производителю", используют финансовую схему "операционный лизинг плюс сервисный контракт", которая по сути очень близка к аренде. Но для крупных компаний, ведущих отчетность по МСФО, преимущества операционного лизинга скоро практически сойдут на нет. Это следует из последних изменений в международных правилах учета лизинговых операций (по сообщениям Европейской консультативной группы по финансовой отчетности, EFRAG).
Напомним, что существует два вида лизинга -- финансовый и операционный. В настоящий момент первый учитывается в балансе компании, а второй -- нет. В ближайшем будущем учитывать придется уже все лизинговые операции, фактически разница между операционным и финансовым лизингами будет стерта.
Отсюда вывод: для тех компаний, которых коснутся эти нововведения, схема аренды позволит пользоваться транспортным средством и не нагружать им свой баланс.
Кроме того, поскольку владельцем техники является арендодатель, он и уплачивает налог на нее. Преимущества арендного предложения становятся очевидными как для предприятий, использующих транспорт как средство неосновного производства, так и для классических перевозчиков.
"Volvo Group Trucks Россия" и "Scania Русь", которые уже сейчас предлагают автомобили в аренду,-- это производители, и у них богатый опыт работы в России плюс обширная клиентура. Еще один игрок, компания "Fraikin Рус", автомобилей не производит, она -- оператор арендных поставок и вышла на российский рынок только в сентябре 2015 года.
"Volvo Group Trucks Россия" сдает в аренду седельные тягачи c колесной формулой 4х2 Volvo Trucks и Renault Trucks -- как дизельные, так и метан-дизельные модели (для разных групп грузовиков условия аренды разнятся). Подавляющее большинство клиентов приходят в компанию со своими прицепами, поэтому Volvo Group концентрируется именно на тягачах.
Получить коммерческое предложение по аренде грузовиков может любое предприятие. Кредитный комитет рассматривает соответствующую заявку, и в случае положительного решения подписывается договор аренды. Обязательными условиями его заключения являются внесение арендатором депозита и установка на автомобиль транспортно-информационной системы (Dynafleet или Optifleet). Наиболее перспективным вариантом для компании видится аренда на срок от года до трех лет.
Компания Fraikin в России новичок, но она надеется, что европейский опыт позволит ей успешно конкурировать на нашем рынке. К концу 2016 года "Fraikin Рус" планирует увеличить парк транспортных средств до 400 единиц, преимущественно это седельные тягачи, развозные автомобили и специальный транспорт. .
Формируя предложение, Fraikin учитывает специфику бизнеса клиента. Есть базовый прайс, но конечная цена зависит от совокупности факторов, в том числе срока договора, пробега и выбранных опций. Одна из самых популярных услуг -- краткосрочная аренда с пакетом "Все включено", куда входит техническое обслуживание, предоставление подменного автомобиля, услуга страхования, круглосуточная помощь на дорогах и замена шин при необходимости. Со стороны клиента требуется только топливо и водитель. Стоимость аренды тягача на перечисленных условиях -- от 7 тыс. руб. в сутки, а фургона с рефрижератором -- от 5,99 тыс. руб.
Как уже было сказано, у перевозчиков пока не сформировалось однозначного мнения относительно аренды. Сервис начал действовать в России совсем недавно, и для многих появление на рынке такой услуги оказалось полной неожиданностью.
МАКСИМ СЕРГЕЕВ




SIA.RU: Главное