На фоне ускоряющегося падения автопродаж ряд автоконцернов предложил Минпромторгу очередной способ поддержки -- за счет конкурентов. Компании хотят изменить распределение квот по программе утилизации в свою пользу, используя за критерий выигрышный для них уровень локализации. Впрочем, эксперты оценивают идею скептически и считают, что результат будет невелик: эффект госпрограммы с учетом дефицита спроса значительно снизился.
С учетом "неопределенности по вопросу финансирования мер господдержки отрасли на 2016 год" автоконцерны предлагают поменять правила текущих схем -- как рассказали "Ъ" участники рынка, сейчас в Минпромторге обсуждается идея коррекции системы выплат компенсаций по госпрограмме обновления парка (субсидирование скидок в 40-350 тыс. руб. при утилизации старой машины или сдаче ее в trade-in).
Речь идет о том, чтобы с 2016 года в случае продления меры выдавать автоконцернам квоты пропорционально уровню локализации производства. До сих пор квоты по программе распределялись в зависимости от объемов выпуска машин.
Собеседник "Ъ" добавляет, что также, возможно, будет учитываться и объем инвестиций, поясняя, что идея в начальной стадии разработки и финальной схемы ее технической реализации и критериев расчета еще нет. Зато есть "общая концепция", с которой, по данным источников "Ъ", согласен Минпромторг, поскольку "государство должно поддерживать тех, кто в него инвестирует и кто настроен на долгосрочное сотрудничество". Так будет стимулироваться рост уровня локализации на падающем рынке, добавляет источник "Ъ".
Источники "Ъ" среди компаний российских брендов или владельцев соглашений по новой промсборке, с более высокими требованиями к уровню локализации (по результатам этого года должны выйти как минимум на 45%), сходятся во мнении, что идея нового механизма "справедлива" и целесообразна. "Почему компании, которые инвестируют в российский рынок, запускают новые цеха и заводы, должны получать господдержку наравне с предприятиями с низким уровнем локализации?" -- возмущается один из собеседников "Ъ". Но другой источник в отрасли замечает, что уровень локализации определен соглашениями о промсборке, заключенными с государством, то есть владелец старого соглашения с более низкими требованиями "также выполняет все свои обязательства, и нет причин для его дискриминации в вопросах господдержки".
Исходя из логики новой системы, в выигрыше останутся в первую очередь российские бренды и компании с наиболее высоким уровнем локализации.
За 2014 год у альянса АвтоВАЗ-Renault-Nissan, по данным Renault, этот показатель достигает 68%. На калужском Volkswagen Group и у Ford -- 45%. На петербургском заводе Hyundai (производятся и модели Kia) локализация составляет 46%, на заводе Nissan -- 39%. На "Автоторе" (выпускает BMW, Hyundai, Kia) уровень в среднем 18-25%.
Впрочем, уточняют участники отрасли, серьезного вреда от изменения схемы не будет: в этом году на падающем рынке (в январе--октябре продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 33,6%, до 1,3 млн машин) мера поддержки потеряла свою эффективность и является слабым стимулом спроса.
Яна Циноева




SIA.RU: Главное