Сегодня перед многими компаниями встает вопрос о выживании. Туристические фирмы страдают от "закрытия неба" над Египтом, а теперь, возможно, и над Турцией, ограничения импорта перекрывают возможности в торговле, да и снижение доходов населения серьезно осложняет ситуацию. Но, как считают эксперты, именно в этих условиях необходимо развивать сегмент малого и среднего бизнеса, который способен диверсифицировать экономику и помочь выйти из кризиса.
Тема развития малого и среднего предпринимательства постоянно поднимается представителями всех уровней власти. Федеральные и региональные профильные министерства и ведомства создают программы поддержки сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ), которые работают с переменным успехом. В условиях кризиса власти вообще решились на экстраординарные меры: малый бизнес, который пользуется единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), в следующем году из-за увеличившихся коэффициентов должен будет платить в бюджет почти на 16% больше отчислений. ЕНВД предусмотрен только для определенных видов предпринимательской деятельности (общепит, розничная торговля, бытовые услуги), но, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), к началу 2015 года по этой системе работали 1,8 млн индивидуальных предпринимателей и 333 тыс. обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Сейчас их станет существенно меньше.
Предприниматели все чаще жалуются не на проверки со стороны контролирующих органов (которых становится все меньше), а на высокие тарифы на электроэнергию или арендные ставки, которые не дают их бизнесу развиваться. При этом одной из самых больших проблем для некрупных компаний является их финансовая уязвимость. Так, за первые девять месяцев этого года Центробанк отозвал лицензии почти у семи десятков кредитных учреждений по причине их рискованной кредитной политики или участия в "серых" операциях. Закрытие этих банков для предприятий сегмента МСБ, обслуживавшихся в них, означает фактически банкротство бизнеса, поскольку они теряют возможность рассчитываться с контрагентами, платить сотрудникам и отчислять налоги.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает решать эту проблему путем внедрения системы страхования вкладов, которая используется для физлиц, а также распространяется на малый и микробизнес. Он уже направил соответствующее обращение в Центробанк РФ. Уполномоченный по правам предпринимателей предложил также увеличить максимальную страховку по вкладам индивидуальных предпринимателей до 5 млн руб. (сейчас эта сумма составляет 1,4 млн руб.).
"Поскольку по степени своей осведомленности в деятельности банковской системы и, в частности, по способности оценить надежность тех или иных кредитных организаций микро- и малые предприятия редко отличаются от большей части граждан и индивидуальных предпринимателей, представляется оправданным распространить защиту, предоставляемую системой страхования вкладов физических лиц, на средства, находящиеся на банковских счетах (во вкладах) субъектов малого бизнеса" -- так обосновывает необходимость страхования вкладов предпринимателей Борис Титов в обращении к ЦБ.
Еще одна проблема для тех, кто не относится к сегменту крупного бизнеса,-- получение финансирования. Корпоративные клиенты пользуются у банков особыми привилегиями, поскольку они в большей степени могут гарантировать свою платежеспособность по займам. Малый и средний бизнес, не имеющий серьезных активов, кредитуется по более высоким ставкам, хотя даже такое финансирование получить нелегко.
"Если мы хотим осуществить диверсификацию экономики, то надо делать опору на малый и средний бизнес, как во всем мире это происходит. Очевидно, чтобы малый и средний бизнес мог быстро развернуться, воспользоваться шансами девальвации рубля и импортозамещения, ему нужны финансовые ресурсы хотя бы по рыночным ставкам. Они сейчас даже по рыночным ставкам не могут их получить. А лучше, конечно, чтобы были льготные инвестиционные кредиты. Сами требования по предоставлению кредитов также должны быть более разумными, чем это есть сейчас. Поскольку для многих они являются запретительными, требования к балансам и налогам жесткие. Без поддержки институтов развития вряд ли можно развить малый и средний бизнес",-- полагает Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, президент Ассоциации региональных банков России.
Впрочем, по мнению профессора кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Александра Чепуренко, мер поддержки у нас как раз достаточно, их уже скоро будет "больше, чем самих малых предпринимателей". Но, по словам эксперта, дело в том, что общая среда воздействует на малое предпринимательство негативным образом гораздо сильнее, чем те специальные меры поддержки, которые должны воздействовать на нее с целью стимулирования.
"Подъем едва ли возможен, потому что за последние годы сделано достаточно для того, чтобы создать обстановку общей неуверенности в экономике, которая не благоприятствует тому, чтобы открывать бизнес или развивать его.
Это и различного рода новации в области законодательства, "игры" со статьей относительно мошенничества в предпринимательстве, действия, которые были предприняты пару лет назад, связанные с увеличением социальных отчислений для индивидуальных предпринимателей",-- перечисляет Александр Чепуренко.
Одна из мер, от которых ждут наибольшего экономического эффекта,-- требование к госкорпорациям производить закупки у малых и средних предприятий. От первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова поступило предложение сделать это правило обязательным и для крупных частных компаний (предполагается, что компании с годовой выручкой свыше 7 млрд руб. должны будут выделять в своих закупках квоту в 23% для малого бизнеса).
Правда, реальный эффект от такого нововведения сомнителен.
По данным Федеральной антимонопольной службы, около 90% закупок компаний с госучастием приходится на единственных поставщиков -- конкуренция отсутствует.
Малый и средний бизнес сейчас испытывает большие проблемы из-за сокращения объемов кредитования, считает Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. "Банки ограничили выдачу кредитов этому сегменту, поскольку считают его рискованным. Наш малый бизнес работает на аутсорсинге с крупным бизнесом, и если крупный бизнес испытывает проблемы, то многие предприятия малого бизнеса тоже испытывают проблемы. Когда крупный бизнес прекращает платить и затормаживает платежи малому бизнесу, которому легче отказать, возникает проблема",-- пояснил Анатолий Аксаков.
Тем не менее крупные банки, традиционно работающие с компаниями МСБ, достаточно оптимистично смотрят на сектор и на перспективы работы с такими клиентами.
"Преимущество кредитования МСБ для банков в том, что здесь маржинальность выше, чем в сегменте крупных компаний, а диверсификация выше (поскольку большое количество заемщиков, а, соответственно, и риск на одного заемщика -- ниже),-- отмечает заместитель председателя правления банка "Уралсиб" Алексей Гонус.-- При этом зачастую компании МСБ в некоторых случаях более устойчивы в кризис, чем крупные. В этих компаниях, как правило, доля собственного капитала в их бизнесе близка к 100%, мало заемных средств, тогда как в крупных компаниях уровень заемных средств достигает 80-90%".
Изменение привычек граждан и переход на онлайн-покупки многих товаров -- от стройматериалов и одежды до салатов для ужина и лекарств -- дает любому энтузиасту реальные шансы на легкое открытие бизнеса. Порог входа на рынок довольно низкий, и затраты не так уж велики, если бы не одно но -- огромная конкуренция. У каждой новой, даже прорывной идеи тут же появляется два-три "клона", которые могут мгновенно разорить самый умный бизнес.
Импульс к развитию сейчас получают те секторы, которые являются импортозамещающими и экспортно ориентированными, где можно было бы сыграть на девальвации рубля. Есть малые и средние предприятия, которые в кризис увеличили объемы производства в полтора-два раза. Во-первых, такого роста достигли те, кто замещал украинскую продукцию. Нишу можно было быстро освоить, поскольку эта продукция проста в изготовлении, не является для нас технологически сложной. Во-вторых, средние предприятия начали замещение в оборонном комплексе, гибко отреагировав на ситуацию и нарастив объемы в электротехнике и приборостроении. Некоторые малые предприятия нарастили объемы экспорта, в том числе сельхозпродукции и продукции переработки в Китай, поскольку наша сельхозпродукция стала дешевле китайской, а рынок там огромный.
Развитие малого и среднего бизнеса -- это реальная возможность диверсифицировать экономику.
Рост количества этих предприятий, большее разнообразие услуг, лучшая клиентоориентированность могут помочь российской экономике, однако не только банки своими кредитами, но и власти должны оказать помощь компаниям МСБ. "Есть некоторая усталость от традиционной мантры, которую мы достаточно часто повторяем, что надо совершенствовать законодательные условия, снижать регуляторное давление на бизнес, что его кошмарят, но никто ничего лучше не придумает,-- заявил Георгий Идрисов, руководитель научного направления "Реальный сектор" Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара.-- С одной стороны, разумно идти по пути целенаправленных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, это позволит как-то реанимировать некоторые сегменты, но мы же понимаем, что трубы для газовой промышленности малое предприятие никак не построит".
По мнению экономиста, важно, чтобы вся поддержка имела конкретный период действия, причем достаточно краткосрочный, чтобы это не превратилось в двадцатилетнюю поддержку, когда каждый год средства тратятся просто на поддержание деятельности какой-то компании без конкретных показателей повышения эффективности, финансового оздоровления и так далее.
ЮЛИЯ САВИНА




SIA.RU: Главное