Новости

В Иркутской области принят закон, передающий муниципалитетам право устанавливать тарифы на пассажирские перевозки. Мнения экспертов

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области на внеочередной 34-й сессии парламента, состоявшейся 25 декабря, приняли в окончательном чтении законопроект «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом  и городским наземным электрическим транспортом». Для ряда муниципалитетов принятие этого документа оказалось, по сути, ловушкой, поскольку влечет немалые затраты, которые в муниципальных бюджетах не были предусмотрены.

Принятым сегодня законом предусмотрено, что с 11 января 2016 года полномочия в этой сфере передаются с регионального уровня на муниципальный. В частности, в ведение местных администраций перейдут и вопросы установления тарифов на пассажирские перевозки, утверждение транспортных схем, в целом регулирование деятельности отрасли. Кроме того, если раньше установлением тарифов для частных перевозчиков занималась региональная служба по тарифам, то сейчас этот вопрос также переходит к муниципалитетам.

Вопрос при рассмотрении на сессии вызвал недоумение у некоторых депутатов. В частности, Илья Сумароков заявил о том, что такой сложный законопроект ни в коем случае нельзя принимать за один день (24 декабря документ рассмотрели в первом и втором чтении, а также утвердили окончательно – прим. ред.): «Неясно, кто будет исполнять закон. Сегодня нужно отклонить, доработать, а потом уже обсуждать».

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин поинтересовался, обсуждали ли вопрос с перевозчиками, что они думают по этому поводу. Кроме того, он отметил, что на законопроект имеется отрицательное заключение Антимонопольного комитета. В свою очередь замминистра ЖКХ и транспорта Иркутской области Андрей Никитин пояснил, что на площадке бизнес-омбудсмена тему обсуждали, а поправки в ответ на замечания УФАС подготовлены.

Однако сам уполномоченный по правам предпринимателей Иркутской области Алексей Москаленко подчеркнул: «Закон был вынесен на рассмотрение 17 декабря – всего неделю назад. Свое краткое заключение мы направили в Заксобрание. Оно касается статьи порядка установления тарифов, которое делегируется муниципалитетам. В этой статье закона отсутствует порядок установления размера тарифов. На сегодня в Иркутской области существует единый порядок рассмотрения документов, регулируемый постановление №103-ПП правительства Иркутской области. К слову, мы его не раз рассматривали на нашей рабочей группе – вместе с перевозчиками и представителями Службы по тарифам. Мы достигли компромисса, удалив много бюрократических препонов, сделали его прозрачными. На сегодня новый вариант постановления, насколько мы знаем, согласован, его осталось только подписать. Если делегируем муниципалитетам право утверждения тарифов, то при этом надо понимать, что не во всех МО высокий уровень законотворчества. Могут возникнуть новые административные барьеры, невыполнимые требования. Мы предлагаем закрепить порядок установления тарифов за регионом».

«Когда дается только неделя на обсуждение такого важного законопроекта, который затрагивает конституционные права граждан на свободу передвижения, – это крайне недостаточно. От этого страдает качество законопроектов. В пояснительной записке нет ничего о социальных последствиях законопроекта. Конечно, население давно ждет какого-то подобного документа, поскольку много сёл регулярным автотранспортом не связаны не только с областным центром, но и даже с районными центрами. Реализация закона должна способствовать улучшению ситуации, однако законопроектом этого не предусмотрено», – подчеркнул Валерий Лукин. Также, по его словам, в документе должен быть закреплен порядок компенсации из областного бюджета недополученных доходов. По мнению омбудсмена, регулирование этого и других проблемных вопросов подзаконными актами является нецелесообразным.

Однако законопроект все-таки был принят, за него проголосовали 30 депутатов из 32-х участвующих в заседании.

По итогам сессии Телеинформ опросил некоторых экспертов, чтобы узнать их мнение по поводу принятого транспортного закона.

Председатель Законодательного собрания Иркутской области Сергей Брилка:

– Федеральный закон предполагает два варианта закрепления полномочий по муниципальному автомобильному и электрическому транспорту – за субъектом Федерации или на уровне муниципальных образований. Мы приняли решение, исходя из логики: строить работу муниципального транспорта, составляя схемы, устанавливая тарифы, отвечая за техническое состояние парка должен муниципалитет. Плохо, что пришлось быстро принимать решение, может быть, мало поработали с перевозчиками. Но мы договорились с правительством и мэрами крупных городов, что продолжаем работать дальше над вопросом – до 11 января еще есть несколько дней, – чтобы закон прошел «не больно». Весьма возможно повышение тарифов. Я думаю, что после принятия этого закона порядка в деятельности муниципального транспорта будет больше.

Председатель правительства Иркутской области Александр Битаров также прокомментировал законопроект:

– Вопрос назрел уже давно, вообще этим должно было заняться предыдущее правительство. Честно сказать, и сейчас с ним запоздали, можно было поработать над документом подольше, время упущено. Мы считаем, что, если уж транспорт муниципальный, то целесообразно, чтобы вопрос установления тарифов был также в ведении муниципальных образований.

На местах должны приниматься решения об их размере – и при этом либо повышать тариф до экономически обоснованного (что является непопулярной мерой), либо предусматривать в своих бюджетах субсидии на покрытие расходов перевозчиков. Например, в Иркутске тариф не поднимался уже много лет, сейчас он один самых низких в стране. Я не считаю, что область должна брать на себя решения, с которыми затянул город. Так или иначе, принять документ, который вступит в силу с 11 января, нам диктует федеральное законодательство.

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и  налоговому законодательству Наталья Дикусарова:

- Принятым сегодня законом предусмотрен такой вариант, который практически сохраняет ту ситуацию, которая была до сих пор.

Полномочия по установлению тарифов остаются за муниципальными образованиями – за одним только дополнением: раньше МО устанавливали тарифы для муниципального транспорта, а для коммерческих перевозчиков это делала Служба по тарифам Иркутской области. Сейчас и то, и другое переходит на уровень муниципальных образований,

и вопрос по разнице тарифов переходит к ним и будет решаться с учетом сбалансированности местных бюджетов, исполнения их расходных обязательств.Я подозреваю, что в любом случае тема по участию бюджета Иркутской области возникнет, но в другой сфере – с точки зрению льготных категорий граждан. Там нужно будет смотреть, сколько денег потребуется на компенсацию расходов по льготникам. На сегодня такая тема не поднимается, поэтому сложно сказать, какой эта сумма будет для бюджета. Цифры появятся тогда, когда муниципальные образования примут свои решения по тарифам.

Мэр Ангарска Сергей Петров высказал опасения по поводу того, что в связи с принятием закона увеличится финансовая нагрузка на муниципалитет, кроме того, Ангарск, да и другие территории, не были готовы к принятию на себя новых полномочий по установлению тарифов - механизм не отработан, службы необходимые для этого, не созданы. Все это создает комплекс проблем, которые негативно скажутся на состоянии отрасли и собственно пассажирских перевозках:

– Федеральное законодательство позволяет правительству Иркутской области передать полномочия по утверждению тарифов проезда в городском транспорте муниципалитетам. Такое предложение они внесли в областной парламент. Теперь слово – за Законодательным собранием. У нас еще не разработан порядок, не созданы комиссии, не предусмотрено финансирование – муниципалитет не готов выполнять новые полномочия. Переходный период может затянуться, в этот период мы не сможем принимать нормативно-правовые акты, а перевозчики уже на грани, тормозится развитие отрасли. Кроме того, с новым законом выпадающие доходы лягут на муниципалитеты.

Единственное, мы попросили, чтобы сегодня тарифная служба согласовала имеющийся пакет документов и утвердила тарифы, находящиеся у нее на рассмотрении. У службы пока есть полномочия и отработан механизм. Мы считаем, что полномочия по утверждению должны быть пока у областной службы по тарифам.

Председатель Совета Ассоциации муниципальных образований, мэр Черемхово Вадим Семенов выразил недоумение скоростью, с какой этот закон принимался - буквально за один день, при этом он не обсуждался ни с общественностью, ни с муниципалитетами:

– Меня поразило это решение. Это достаточно серьезный закон и принимать его так поспешно нельзя. Необходимо тщательно проработать, обсудить с общественностью,  муниципалитетами, а нас просто ставят перед фактом.

Конечно, повышать тарифы необходимо, поскольку цены растут, видим, какой курс доллара, и какая ситуация в стране. На действующих тарифах транспортные предприятия работать дальше не смогут. Но это непопулярное политическое решение в очередной раз должны принять муниципалитеты и взять на себя весь негатив со стороны населения.

То есть, в данном случае правительство перекладывает ответственность на плечи муниципалитетов. Мы, безусловно, понимаем все трудности и сложности областного бюджета, понимаем, что там сегодня, быть может, этих денег нет, но их, к сожалению, нет и в муниципальных бюджетах. Мы испытываем такие же проблемы, а может даже большие, чем область. Поэтому еще раз подчеркиваю, что прежде чем принимать такие законопроекты, необходимо проводить серьезные изучения и со стороны муниципальных образований, и со стороны правительства, и законодательного собрания. В таком случае документы будут соответствовать требованиям населения, правительства и муниципалитетов. А сейчас, на мой взгляд, порядок нарушен.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное