Платежный сервис Рокетбанк вчера рекомендовал своим клиентам оперативно вывести деньги из партнерского Интеркоммерц-банка, который испытывает сложности. Затем Рокетбанк отозвал рекомендации, но такие советы ставят под угрозу и средства клиентов Рокетбанка, и репутацию самого платежного сервиса.
Массовую рассылку своим клиентам с рекомендацией переводить средства со счетов в Интеркоммерц-банке Рокетбанк провел вчера. Как отмечают авторы письма (копия есть в распоряжении "Ъ"), у Интеркоммерц-банка возникли проблемы с ликвидностью. "Если у вас есть дебетовая карта другого банка (не "Интеркоммерц") -- переведите средства на нее,-- посоветовал Рокетбанк.-- Если у вас нет других дебетовых карт (выпущенных не КБ "Интеркоммерц"), возможно, такие карты есть у родных и близких". В завершение письма авторы рекомендовали клиентам заказать новую карту "Открытие--Рокет". Факт рассылки письма на горячей линии Рокетбанка вчера подтвердили, руководство компании оказалось недоступно для комментариев. Впрочем, уже во второй половине дня письмо было отозвано, а Рокетбанк сообщил о проблемах в системе.
Интеркоммерц-банк входит в топ-100 по активам. По данным на 1 января объем средств физлиц составлял 68,4 млрд руб., увеличившись за год почти вдвое, юрлиц -- 7,6 млрд руб.
Рокетбанк по сути банком не является (не имеет банковской лицензии), компания предоставляет услуги платежного онлайн-приложения для граждан, при этом счета открываются в Интеркоммерц-банке).
О проблемах с возвратом депозитов и проведением операций по счетам Интеркоммерц-банка стало известно вчера. По информации "Ъ", к ним привел отказ от пролонгации депозита в начале февраля крупного клиента банка "Транснефти" на $70 млн, что составляет более половины средств юрлиц банка.
В "Транснефти" это не комментируют. Кроме того, ЦБ велел банку доначислить резервы на сумму около 3 млрд руб., ограничил привлечение вкладов и потребовал доказать реальное наличие $80 млн, числящихся на западных счетах банка. Все это привело к невозможности банка проводить платежи и выплачивать вклады. Вчера клиентов банка в отделения записывали в очередь, но, по их словам, предупреждали, что рассчитывать стоит "на АСВ". В банке официально проблемы не комментируют.
В такой ситуации забота Рокетбанка о своих клиентах выглядит понятной, однако идет вразрез с правилами игры на рынке.
До декабря 2015 года Интеркоммерц-банк осуществлял услуги расчетного центра Рокетбанка. В декабре расчетным центром для Рокетбанка стал Ханты-Мансийский банк "Открытие", он выпускает карты нового образца, но пока действуют и старые.Таким образом, Рокетбанк, являясь действующим партнером Интеркоммерц-банка, сообщил неограниченному кругу лиц о проблемах своего партнера.
Читайте также:
"Если у банка по факту проблемы -- это вопрос этичного или неэтичного поведения,-- говорит партнер "Яковлев и партнеры" Игорь Дубов.-- Если проблем нет -- это повод для возможного иска о защите деловой репутации". "Такое поведение я считаю некорректным и ранее никогда с таким не сталкивался",-- отметил глава розничного бизнеса Альфа-банка Михаил Повалий.
При этом своим клиентам Рокетбанк оказал медвежью услугу. В пределах гарантированной АСВ страховой суммы (1,4 млн руб.) никаких рисков для вкладчиков нет, соответственно нет никакого смысла выводить эти средства. Как отмечает арбитражный управляющий Михаил Черный, в случае банкротства банка переводы в пользу третьих лиц в последующем могут быть оспорены, как и выдача крупных сумм одним клиентам банка при отказе другим.
Павел Аксенов, Юлия Локшина, Анна Каледина




SIA.RU: Главное