Новости

АЛРОСА переходит от добычи к синтезу. Компания ищет способы поддержания продаж

АЛРОСА может скорректировать стратегию на 2016 год в надежде отыграть прошлогоднее падение продаж алмазов на 30%. Как стало известно "Ъ", компания готова сокращать операционные издержки, делать ставку на новые рынки сбыта и продукты, например инвестиционные бриллианты, а также заняться синтетическими алмазами. Но эксперты считают, что новые продукты вряд ли будут востребованы на текущем рынке.

Планы АЛРОСА по корректировке стратегии содержатся в презентации итогов ее работы и основных направлениях развития на 2016 год. Документ подготовлен в конце января к совещанию у курирующего отрасль вице-премьера Юрия Трутнева. По сути, это первый программный документ команды Андрея Жаркова, возглавившего АЛРОСА прошлой весной. Реакция вице-премьера пока неизвестна. В самой АЛРОСА утверждают, что "подготовленные материалы касались текущей деятельности, а не стратегии". В 2015 году АЛРОСА добыла 38,3 млн карат алмазов, но продать смогла только чуть более 30 млн карат из-за глобального падения спроса на мировом рынке и избыточных товарных запасов в сегменте огранки. В результате продажи упали на 24% (в стоимостном выражении -- на 30%, до $3,43 млрд). В 2016 году компания ждет сохранения показателей добычи и выручки на прежнем уровне (34-39 млн карат на $3,5 млрд). Но для этого АЛРОСА нужно скорректировать стратегию на 2016 год.

В первую очередь речь идет о сокращении операционных издержек путем преобразования "в операционный холдинг с централизованным управлением через функциональные вертикали", указано в презентации в разделе "стратегические инициативы". Например, это устранение регионального дублирования управленческих функций и унификация правил управления. Все ключевые функции (продажи, закупки, безопасность, сортировка, огранка) предлагается централизовать, а непрофильные виды деятельности -- выделить в самостоятельные юридические лица.

Улучшить ситуацию со сбытом алмазов должно помочь освоение новых рынков, например путем создания инфраструктурной площадки во Владивостоке, ориентированной на Азиатско-Тихоокеанский регион (Китай, Индия, Сингапур), а также продвижение новых продуктов (инвестиционные бриллианты и связанные с ними финансовые инструменты). Также компания планирует заняться формированием и продвижением бренда ALROSA Alliance на мировом рынке и развитием "компетенций в области производства и использования синтетических алмазов".

"Синтетика -- одна из ключевых угроз для рынка, понимать, что происходит в этой сфере с точки зрения новых технологий, было бы оправданным,-- признает Сергей Горяинов.-- Но это вряд ли может стать отдельным видом бизнеса для горнодобывающей компании".

Директор по инвестициям April Capital Дмитрий Скворцов говорит, что в качестве инструмента инвестиций бриллианты "не просто неликвидный, а нерыночный актив". "Нет ни фьючерсов, ни индексов, а продажи осуществляются в рамках аукционов,-- поясняет он.-- Цены сильно зависят от спроса и предложения. Никакой Центробанк не возьмет этот актив в свои резервы. Поэтому массового спроса на такой инструмент со стороны физических лиц ждать не стоит". Интерес могут проявить фонды фондов, но и этот спрос, скорее всего, не будет высоким.

Елена Киселева, Виталий Гайдаев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное