Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, регулирующее тарифы на проезд по платным дорогам. Документ устанавливает, в частности, методику определения цены исходя из специальной формулы (учитывает протяженность участка, скидки в зависимости от времени суток и дня недели, другие параметры).
Выход постановления стал реакцией правительства на критику автомобилистов, надзорных органов и руководства страны цен на проезд по трассе М11 от МКАД до Солнечногорска.
Напомним, расценки были установлены Северо-Западной концессионной компанией (СЗКК) в ноябре 2015 года. Тарифы для легкового автомобиля варьировались от 250 до 500 руб. (в зависимости от участка дороги). В результате многие водители отказались от пользования трассой -- дорога опустела. В конце 2015 года на ценообразование в Минтранс пожаловался губернатор Московской области Андрей Воробьев. В январе текущего года в ситуацию вмешалась Генпрокуратура, предложив правительству РФ установить предельный уровень цен на проезд. Финальным стал комментарий президента Владимира Путина: 25 января он заявил, что по М11 "никто не ездит: вздули цены так, что проехать невозможно".
Основное нововведение правительственного документа -- предельный размер цен для разных типов платных автомагистралей. Так, проезд не может обойтись потребителю дороже 12 руб. за 1 км в том случае, если платная дорога строилась на условиях концессии.
По этой схеме построено и строится большинство платных магистралей в России, включая М11 (Москва--Петербург) и объезд Одинцово. Если используются иные формы участия частного капитала, тариф не может превышать 3 руб. за 1 км. Речь идет, например, о механизме долгосрочного инвестиционного соглашения (ДИС), который использовался, в частности, при строительстве участков трассы М4 "Дон". В этом случае финансовое участие государства в проекте подавляющее -- более 75-80%. Кроме того, частная сторона не может в этом случае самостоятельно собирать плату с пользователей.
В госкомпании "Автодор" и СЗКК документ не комментируют.
"Предложенный правительством коридор заведомо выше уже установленных на платных дорогах тарифов, поэтому для автовладельцев ничего не изменится,-- говорит директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.-- Думаю, документ адресован скорее не пользователям, а потенциальным инвесторам". Господин Блинкин указывает, что до введения тарифного регулирования "цены определялись исходя из трафика на дороге и необходимости вернуть взятые в банке кредиты".
При этом тариф в 12 руб. за 1 км дороги, построенной на условиях концессии, Михаил Блинкин назвал "приемлемым ограничением", а 3 руб. для остальных проектов -- "чрезмерно жестким": "С таким регулированием, боюсь, на конкурсы вообще никто не придет".
Иван Буранов




SIA.RU: Главное