Комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании во вторник рекомендовал нижней плате парламента принять во втором чтении проекта закона "О внесении изменений в статьи 224, 275, 284 части второй Налогового кодекса РФ".
Законопроект направлен на повышение стабильности инвестиций в экономику России и укрепление международной конкурентоспособности налоговой системы страны в части стимулирования размещения холдинговых компаний в РФ, а также снижение мотивации и использования трансфертного ценообразования с целью минимизации налогов внутри России.
В настоящее время доходы в виде дивидендов, полученных российской организацией от российских организаций, облагаются налогом на прибыль организаций по ставке 9 проц, а полученные от иностранных организаций - по ставке 15 проц. При этом в случае наличия соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранным государством, в котором зарегистрирована иностранная организация, являющаяся источником выплаты дивидендов, сумма налога с уплаченных дивидендов в иностранном государстве вычитается из суммы налога, исчисляемого в России.
Такой режим налогообложения, по мнению депутатов, привел к возникновению ситуации, при которой как российские, так и иностранные инвесторы предпочитают осуществлять инвестиции в России через организации, зарегистрированные на территории иностранных государств, в которых действует льготный режим налогообложения дивидендов. В результате Россия не только не получает доходов от налогообложения дивидендов таких организаций, но и теряет возможность регулирования их деятельности в соответствии с российским законодательством.
Для решения данной проблемы законопроектом предлагается установить для соответствующей категории организаций исключение из общего режима налогообложения соответствующих доходов в виде ставки налога на прибыль организации 0 проц. Такое исключение будет применяться только к российским организациям. Кроме того, во избежание возможности применения подобного механизма исключительно для целей минимизации налогообложения, законопроектом предусмотрено ограничение по его использованию.
Так, независимо от места регистрации выплачивающей дивиденды организации, законопроектом вводятся критерии минимального размера участия в ней организации, получающей дивиденды, что позволяет определить преобладающий характер такого участия и тем самым ограничить круг налогоплательщиков реально интегрированными организациями. На практике данный механизм предусматривает, что право на применение ставки налога на прибыль организации в размере 0 проц получают лишь те организации, которые на день принятия решения о выплате дивидендов в течение не менее 365 дней непрерывно владеют на праве собственности не менее чем 50-проц вкладом /долей/ в уставном /складочном/ капитале /фонде/, выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов - в сумме, соответствующей не менее 50 проц от общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов или при условии, что стоимость приобретения /получения в соответствии с законодательством РФ/ в собственность вклада /доли/ в
уставном /складочном/ капитале /фонде/ выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 млн руб.
В случае, если выплачивающей дивиденды организацией является иностранная организация, то помимо критериев, позволяющих выявить преобладающий характер участия, предлагается установить ограничения по критериям соотношения ставки налогообложения доходов в соответствующем иностранном государстве и ставке налога на прибыль организаций в России, что позволяет исключить возможность использования для данных целей оффшорных компаний.
Данный механизм заключается в том, что отношение суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организации, исчисленного выплачивающей дивиденды организацией, в соответствии с законодательством соответствующего государства к прибыли этой организации, составляет не менее 2/3 от базовой ставки налога на прибыль организации.
В отношении выплачивающих дивиденды иностранных организаций установлено ограничение по видам деятельности, что позволяет отказать в применении льготного режима налогообложения организациям, не осуществляющим реальной деятельности. Соответствующая норма законопроекта сформулирована таким образом, что не менее 50 проц выручки выплачивающей дивиденды иностранной организации должно формироваться за счет деятельности, не связанной с продажей ценных бумаг и производных финансовых инструментов, получением платежей по лицензионным договорам /роялти/, выплатой дивидендов и процентов по предоставленным займам.
Данное ограничение не распространяется на случаи, когда выручка выплачивающей дивиденды организации в течение периода, за который выплачиваются дивиденды, сформирована исключительно за счет дивидендов, полученных от другой организации, в которой она имеет преобладающее участие, и соотношение ставки налогообложения доходов другой иностранной организации в соответствующем иностранном государстве и ставки налога на прибыль организации в России соответствует данным критериям.
Также вводится ограничение в отношении иностранных организаций, государство постоянного местонахождение которых не включено в список государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и /или/ не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций /оффшорные зоны/.
Предлагаемый законопроектом специальный режим налогообложения доходов в виде дивидендов по нулевой ставке является исключением из уже действующего режима налогообложения данных доходов, который будет сохранен. В результате усложнится порядок расчетов соответствующей суммы налога налоговым агентом. Для упрощения соответствующих процедур предлагается специальная формула такого расчета, позволяющая учесть все особенности предлагаемого налогового механизма.
Законопроектом также устанавливается пониженная ставка в размере 15 проц налога на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в отношении доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций. В настоящее время соответствующий доход облагается по ставке 30 проц.
Законопроектом фактически предлагается установить единую ставку в размере 15 проц в отношении доходов в виде дивидендов, получаемых от российских организаций физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами и иностранными организациями.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2008 г, но не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций.
17.04.2007




SIA.RU: Главное