Новости

В январе средний чек резко похудел. Особенно в Сибири

В январе текущего года средний чек резко похудел относительно декабря, сократившись на 10,3%. Более того, средний чек января 2016 года оказался даже ниже на 10 рублей или 1,7%, чем в январе 2015. Однако в предыдущие годы размеры январского снижения среднего чека были даже более ощутимыми благодаря более высокой базе декабрьских показателей. 

Рекордсменами по снижению единовременных трат почти на четверть стали жители Сибири. 

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении. 

В первом месяце нового года средний чек по традиции сильно похудел относительно предновогодних показателей декабря.

Так, в целом и среднем по стране за один поход в магазин среднестатистический покупатель потратил 577 рублей, что на 10,3% меньше, чем в декабре. Более того, средний чек января 2016 года оказался даже ниже на 10 рублей или 1,7%, чем в январе 2015.

То есть с учетом накопленной с января прошлого года инфляции в 15% роста среднего чека в разрезе года не произошло ни в номинальном, ни в реальном выражении. Однако стоит отметить, что в предыдущие годы падение среднего чека в январе относительно предпраздничного декабря было еще более ощутимым – от 13% до 17%. 

Показатель среднего чека по федеральным округам

Источник: Romir Scan Panel, январь 2016.
В скобках указано изменение к предыдущему месяцу. 

Как видно из карты, средний чек показал падение во всех федеральных округах, но с разной интенсивностью. Приближенные к средним показателям продемонстрировали Центральный, Приволжский и Уральские округа. Куда сильнее средний чек похудел на юге страны и на Дальнем Востоке. А в Сибири он потерял почти четверть от декабрьского значения.

Если говорить о поведении среднего чека в различных торговых каналах, то здесь стоит отметить «пострадавшего» №1 – это гипермаркеты. В них средний чек потерял сразу 14% относительно декабря и 8% по сравнению с январем прошлого года.

В супермаркетах также было зафиксировано падение среднего чека и в разрезе месяца (-7,5%), и в разрезе года (-5%), но чуть меньшее, чем в гипермаркетах. 

Вероятно, скачок среднего чека в гипермаркетах в декабре объяснялся предпраздничной закупкой. В январе же праздники закончились, россияне долго доедали сделанные запасы и, как результат, спрос на объемную закупку в гипермаркетах сократился. 

Потеряли в среднем чеке и дискаунтеры, которые закончили прошлый год с отличными показателями. Итак, в январе покупатели сократили траты на одну покупку в этом типе магазинов на 9% по сравнению с декабрем. Но зато показатель среднего чека в дискаунтерах не просел относительно января прошлого года в отличие от других форматов. Так средний чек в дискаунтерах в разрезе года показал рост в 0,7%.  

В магазинах традиционной торговли также было отмечено уменьшение среднего чека в январе относительно декабря на -8,8%. Однако по сравнению с январем 2015 года средний чек в магазинах, торгующих через прилавок, вырос на 11%. 

Поведение среднего чека в январе в целом подтверждает тенденцию возврата россиян к экономии после небольшого предпраздничного послабления в декабре. Стоит также отметить, что амплитуда изменений трат россиян стала значительно скромнее по сравнению с предыдущими годами.

Так, перед праздниками потребители, конечно, потратились на подарки, угощение для новогоднего стола и запасы на каникулы, но потом эти же запасы примерно и доедали. Психология потребления явно изменилась, скорректировавшись в пользу оптимизации. 


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное