Современную экономическую линию действующего правительства принято ругать. И действительно, ее вряд ли можно назвать идеальной. Однако некоторые аналитики и журналисты вообще не делают разницы между нынешней экономической политикой и политикой 90-х. На самом деле, это две очень большие разницы. И результат закономерно абсолютно разный.
Россия 90-х – это переход к рынку, слом неэффективной советской плановой системы и формирование рыночных институтов. Переход к рынку можно было осуществлять по-разному.
Россия под руководством Гайдара и его соратников перешла под диктовку прямых западных советников и требований МВФ. В результате, отрасли, которые были Западу не нужны, были фактически ликвидированы.
Приватизация осуществлялась за ваучеры, а не за деньги. Гиперинфляция уничтожила накопления предприятий и граждан, спад экономики составил 50%, доля частного сектора – 90%, наиболее лакомые куски постсоветской экономики забесплатно получил узкий круг лиц, поддержавших Бориса Ельцина во время кризиса 1993 и президентских выборов 1996 годов. В итоге: коррупция, криминальная революция, массовая нищета, задержка пенсий и зарплат в государственном секторе по полгода.
Экономическая линия кабинета Медведева не сильно изменилась с нулевых годов. В ее основе политика ресурсного национализма.
Существенная доля государства находится в нефтегазовом секторе и в экономике в целом. Доля расширенного правительства составляет сейчас около 50%. Связка НДПИ + экспортная пошлина забирает основные доходы от экспорта сырья в бюджет, а затем перераспределяет финансовые ресурсы по всей экономике. В 90-е годы оборонка и армия испытывали постоянные проблемы с финансированием. Сейчас оборонный заказ – это не только технологии и национальная безопасность, но и поддержка внутреннего спроса. План приватизации на 2016 год предполагает продажу только миноритарных пакетов акций и только по рыночным ценам.
В результате, даже на фоне санкций и резкого падения цен на нефть никакого кризиса и массовой безработицы в России нет. В 2014 году экономика показала рост на 0,6-0,8%, в 2015 году – спад на 3,5-4%. В текущем году экономическая динамика будет около нуля. При всем уважении к советскому прошлому и социальной справедливости, но только поддержка предпринимательства и либеральная экономика могут обеспечить экономическую модернизацию нашей страны. Только большое число мелких частных инвесторов гарантирует создание крупного среднего класса. А фондового рынка без приватизации наиболее доходных отраслей просто не бывает. Алмазы, нефть, телекоммуникации, банки, электроэнергетика – каждый россиянин может инвестировать в лучшие российские компании и получить свою долю успеха своей страны в твердой денежной валюте. Если он этого не делает, то он либо просто глуп, либо ленив.
И Медведева, и Гайдара называют либералами. Но как мы видим, общего у них по факту мало. Почему же действующая линия правительства заслуживает критики?! Проблема в том, что действующий кабинет министров живет реальностью нулевых годов.
Тогда ставка на приток иностранного капитала, открытость миру и невидимую руку рынка оказалась верной. Счет на табло был зафиксирован в 2013 году, когда Россия оказалась первой экономикой Европы и пятой в мире. Однако сейчас ситуация другая. Санкции, дешевые энергоносители, низкая ликвидность финансовых рынков и капитализация компаний. Серьезные деньги остались только у государства. И без увеличения роли государства в экономике, без умеренной левой экономической политики начать модернизацию российской экономики невозможно. Других серьезных инвесторов, кроме правительства, в России сейчас просто нет.
Александр Разуваев, директор аналитического департамента Альпари




SIA.RU: Главное