Новости

Электронный поворот. Банки усомнились в документах компаний

Полезная инициатива властей по приему документов на регистрацию юрлиц и предпринимателей в электронном виде неожиданно привела к возникновению у них проблем с банками. Пока налоговики не определились, можно ли считать электронные документы оригиналами, они подстраховываются, заверяя документы компаний для банков новым штампом о копии. Многие банки таким заверениям не верят и требуют от клиентов еще и нотариального заверения. В результате финансовые операции у них теперь занимают гораздо больше времени, чем раньше.

Сведения о проблемах, которые в последнее время стали испытывать корпоративные клиенты с подтверждением подлинности требуемых банками учредительных документов, содержатся на многочисленных интернет-форумах. Суть в том, что банки стали требовать от юрлиц нотариально заверенные копии документов.

Просто устав (хранящийся у компании оригинал) с отметкой налоговой инспекции, как раньше, с недавних пор многих банкиров не устраивает.

В частности, как рассказал "Ъ" управляющий партнер компании "Гранкин, Тарасенко и партнеры" Алексей Гранкин, "Нордеа-банк запросил у нашего клиента нотариально заверенную копию устава". По словам господина Гранкина, сомнения в подлинности вызвал, как ни парадоксально, штамп налоговой инспекции на уставе. Вопреки принятой практике, он содержал фразу: "Оригинал документа хранится в регистрирующем (налоговом) органе" (обычно на штампе указано "экземпляр" или не указано ничего). В Нордеа-банке подтвердили эти сведения. По словам предправления банка Михаила Полякова, нотариальное заверение "является определенной гарантией".

О точно таких же проблемах рассказывают на форумах клиенты Райффайзенбанка, МКБ, Сбербанка. "Формулировка на штампе "Оригинал хранится..." говорит о том, что перед нами копия. Для досье клиента банку нужна копия оригинала. Снимать копию с копии мы не можем",-- пояснила член правления Райффайзенбанка Оксана Панченко. В Альфа-банке занимают аналогичную позицию. "Нам нужен подлинник хотя бы для ознакомления",-- сообщили и в пресс-службе ВТБ.

Новелла здесь не в поведении банков. Они исполняют требования ЦБ, и они, как указывают в самом ЦБ, не менялись. В банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные нотариально либо самим клиентом, но опять же при предоставлении оригинала для проверки соответствия ему копии, пояснил вице-президент, заместитель директора департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24 Спартак Солонин. Единственное, что изменилось,-- штамп налоговиков. Именно это теперь выливается для банковских клиентов в неудобства и затраты, в основном временные (материальные невысоки).

Интересно, что причиной смены штампов налоговых инспекций стала крайне полезная новация -- возможность подавать документы на регистрацию в налоговую в электронном виде, предоставленная недавно законом о госрегистрации юрлиц и предпринимателей.

Пока власти не определятся с формулировками, у клиентов банков три варианта: получать нотариальное заверение, менять банк или судиться с ним. Наиболее распространенные варианты действий не в пользу банков. "Клиент, скорее всего, выиграет дело",-- считает юрист СДМ-банка Александр Голубев. "Своим клиентам я говорю: это не тот случай, чтобы воевать с банком. Проще его сменить, благо банков, не требующих нотариальных копий, предостаточно",-- говорит президент Центра налоговых экспертиз и аудита Михаил Мухин.

Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное