Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) инициирует поправки к законодательству, которые могут значительно сократить число переходов клиентов между НПФ. По замыслу авторов поправок заявление гражданин будет подавать не в ПФР, а в свой фонд, при этом его в обязательном порядке уведомят о потерях инвестдохода при досрочном переходе. Критики проекта указывают на недостаточно развитую сеть отделений НПФ и усложнение процедуры перехода для клиентов.
Проект поправок к федеральному закону "О негосударственных пенсионных фондах", подготовленный НАПФ (есть в распоряжении "Ъ"), предусматривает две ключевые новеллы. Сейчас при переходе из НПФ в НПФ гражданин подает заявление в Пенсионный фонд России (ПФР).
Поправки отменяют эту норму и вводят необходимость подачи заявления гражданином в свой действующий НПФ. При этом НПФ должен будет проинформировать клиента о возможных потерях инвестдохода при досрочном переводе пенсионных накоплений и только после этого, если гражданин не передумает, дать такому заявлению ход.
Сейчас ПФР детально не информирует граждан о возможных потерях при получении заявления на перевод пенсионных накоплений, а НПФ должны будут это делать. "Порядок перехода, при котором клиент будет подавать заявление через действующего страховщика,-- консолидированная позиция большинства участников рынка,-- говорит президент НАПФ Константин Угрюмов.-- Граждане смогут получать информацию о рисках потерь инвестиционного дохода в случае досрочного перехода. Такой формат перехода также позволит решить проблему повторных заявлений от застрахованных лиц".
Кампания 2015 года стала рекордной по числу забракованных заявлений о переводе пенсионных накоплений -- всего 5,84 млн шт. Самой распространенной причиной отказа стали двойные заявления (42% отказов).
Если новый порядок будет принят, уход клиентов перестанет быть для НПФ неприятной неожиданностью.
"О переходе клиентов фонды нередко узнают 1 апреля -- по итогам переходной кампании,-- говорит гендиректор НПФ "Будущее" Николай Сидоров.-- Соответственно, до этой даты фонды вынуждены резервировать большие объемы ликвидности. Если объем переходов известен заранее, дополнительного резервирования не потребуется, что в конечном итоге повысит доходность инвестиций".
Впрочем, есть у предложенных изменений и минусы. Клиентские службы ПФР работают во всех регионах России, а офисов многих НПФ там нет, указывают в ПФР. По словам гендиректора НПФ Сбербанка Галины Морозовой, изменение существующей схемы переходов выгодно прежде всего фондам, которые заинтересованы в сохранении действующей базы, а не в привлечении новых клиентов.
Павел Аксенов




SIA.RU: Главное