Новости

У ЦБ накопились вопросы к ломбардам

Как стало известно "Ъ", ЦБ запросил у ломбардов подробную, всеобъемлющую информацию об их деятельности. ЦБ уже проводит подобное анкетирование среди микрофинансовых организаций и в том числе на основе этой информации расчищает рынок. Для ломбардов такой подход в новинку, и раскрыть все карты перед регулятором они оказались не готовы.

О том, что ЦБ разослал ломбардам письмо с анкетой, "Ъ" рассказали участники рынка. На вопросы на девяти страницах участникам предлагается ответить в двухнедельный срок. В анкете (есть в распоряжении "Ъ") 48 вопросов: о собственниках, организационной структуре, бизнес-модели, финансовом планировании, конкурентах, стресс-тестировании, кадровом управлении, стратегии, внутреннем контроле и аудите. Вопросы не формальные, и ко многим из них регулятор просит приложить документы: блок-схему собственников, копии материалов по бизнес-планированию, типовой договор займа, финансовые планы на 2015-2017 годы, методологию стресс-тестирования.

Как сообщили "Ъ" в ЦБ, анкета разослана в связи с переходом к углубленному надзору за всеми сегментами рынка микрофинансирования (в который ЦБ включает и ломбарды). "По итогам заполнения досье будут составлены специальные надзорные карты с детальным анализом деятельности участников рынка в динамике,-- пояснили в ЦБ.-- Регулятор намерен перейти к постепенному внедрению модели предикативного (предупреждающего) надзора на основании консультативного контакта с поднадзорными финансовыми организациями, чтобы помочь им избежать ошибок и нарушений в деятельности".

Для ломбардов очередной виток повышения внимания регулятора стал полной неожиданностью.

"Первый вопрос, который задают участники рынка: зачем регулятору информация о бизнес-процессах и как он ее планирует использовать? -- говорит глава Ассоциации развития ломбардов Сергей Соковников.-- Многое из вопросов ЦБ относится к конфиденциальной информации, по закону у ЦБ есть право запрашивать информацию, но нет нормативных актов, где бы уточнялся перечень того, что может быть запрошено". Также, по его словам, некоторые вопросы вообще звучат странно, если знать специфику деятельности ломбардов. "О каком стресс-тестировании идет речь? -- недоумевает он.-- Вопрос о продаже прав требований тоже звучит странно, ведь такой практики на этом рынке нет".

Впрочем, подобную практику ЦБ применяет не только в отношении банков, за которыми в силу масштабов их бизнеса надзор самый строгий, но и в отношении менее крупных участников рынка, например микрофинансовых организаций (МФО), которые ЦБ регулирует с 2011 года. "Анкетирование МФО проходит уже больше двух лет, ЦБ запрашивает не всех, а только достаточно крупных участников, чтобы понять, какие риски есть в секторе",-- отмечает директор саморегулируемой организации МиР Андрей Паранич. В целом стратегия ЦБ понятна, анкетирование -- это очередной шаг в расчистке рынка от недобросовестных игроков, указывают эксперты.

Юлия Локшина, Валерия Францева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное