Новости

Росбанк переплатил клиентам. Российские ресурсы дорого стоили Societe Generale

Российский бизнес группы Societe Generale -- группа Росбанка -- показал по итогам 2015 года худшие результаты среди работающих в России крупных иностранных банков. Прибыли ближайших конкурентов -- Юникредитбанка и Райффайзенбанка -- группа Росбанка противопоставила чистый убыток в размере 9,3 млрд руб. Основной вклад в такой результат внесло нехарактерное для "иностранцев" дорогое фондирование.

Группа Росбанка (включает также Русфинанс-банк и банк "Дельтакредит") по итогам 2015 года зафиксировала чистый убыток в размере 9,3 млрд руб. (против прибыли 3,2 млрд руб. в прошлом году), следует из размещенной на сайте Росбанка консолидированной отчетности по МСФО. Основной вклад в такой результат внес рост процентных расходов на обслуживание привлеченных средств. В отличие от других крупных "дочек" иностранных банков, для Росбанка (крупнейший российский актив Socite Generale) стоимость фондирования была довольно высокой. "В среднем процентные расходы на средства физлиц у Росбанка в 2015 году составили 11,7%, по корпоративным клиентам -- 13,8%,-- подсчитал руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг.-- В то же время у Райффайзенбанка средняя доходность средств физлиц -- 5,5%, юрлиц -- 10,4%, у Юникредитбанка по физлицам -- 8%, юрлицам -- 6,3%". Это привело к заметному сокращению чистого процентного дохода банка: за год на 23% -- с 48 млрд руб. до 37 млрд руб. Определенную роль в ухудшении финансового результата сыграл и рост расходов на резервы на возможные потери по ссудам: с 18 млрд руб. до 21 млрд руб., что соответствует 11% кредитного портфеля. Кроме того, группа Росбанка списала 1,1 млрд руб. из-за убытков вследствие рефинансирования валютной ипотеки.

В Росбанке признают, что основной эффект на совокупный результат российских активов Societe Generale оказала процентная маржа.

"Возросшая стоимость фондирования, помимо прочего, была связана с запасом ликвидности, которую привлек Росбанк в начале 2015 года, чтобы создать подушку безопасности на случай негативных сценариев в банковском секторе,-- сообщили в пресс-службе Росбанка.-- Стоимость этих депозитов была, естественно, довольно высока, потому что они были размещены, когда ставки были на максимальных уровнях. К тому же они были избыточны. Другими словами, это была плата за стабильность".

Такие подушки в кризисные моменты создают многие банки. Ключевой вопрос тут -- почему стоимость фондирования ближайших конкурентов так расходится, указывают эксперты. "У Райффайзенбанка и Юникредитбанка исторически уже сложилась клиентская база, которая обеспечивает им фондирование, и даже в кризисные моменты это фондирование довольно стабильно",-- указывает аналитик Fitch Ratings Ольга Игнатьева.

Внесла свой вклад и структура бизнеса с уклоном в розницу: кредиты частным лицам "портятся" быстрее корпоративных, что в конечном итоге ведет к необходимости увеличивать расходы на резервы. "В группе Росбанка две трети кредитного портфеля приходится на розницу,-- указывает глава Росбанка Дмитрий Олюнин.-- У наших конкурентов эта доля существенно меньше, а в этот кризис именно в рознице аккумулированы основные убытки банков". У Райффайзенбанка доля розничного бизнеса составляет около 30%, а у Юникредитбанка -- 17%. Впрочем, как именно ухудшилось состояние банковских заемщиков, группа Росбанка не раскрывает.

В пресс-службе Росбанка рассчитывают на исправление ситуации в будущем, отмечая способность бизнес-модели, выбранной банками группы, "к быстрому восстановлению". Кроме того, там сообщили, что Росбанк уже избавился от дорогой избыточной ликвидности.

Юлия Локшина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное