Новости

Не бывает стабильных стран без решенных пенсионных проблем. Вице-премьер Алексей Кудрин о бюджетной стратегии до 2023 года

-- Зачем нужна бюджетная стратегия до 2023 года Минфину и правительству?

-- О цели стратегии -- назову главную. Такого рода документы во всем  мире стали готовиться последние 20 лет, глубина планирования везде, где они готовились,-- а прежде всего это страны ОЭСР -- от десяти до семидесяти пяти лет. Везде их разработка -- следствие демографических проблем. Решения в этой области финансовоемки. Всем развитым странам
приходится увязывать демографию и налоговую политику через сбалансированный бюджет.

Планируются другие схемы предоставления медицинской помощи, нужна коррекция налоговой нагрузки, перенос акцентов в медпомощи со стационарной на амбулаторную, изменения в медицинских технологиях.

Одна из целей бюджетной стратегии -- определить приоритеты расходов и сферы проведения институциональных реформ. Сами по себе дисбалансы никуда не исчезнут, если не проводить реформы, которые их устранят.

-- О каких выявленных Минфином дисбалансах идет речь в случае России?

-- Первый дисбаланс связан с зависимостью экономики России от нефти. Выявлены две тенденции -- прирост объемов расходов и доходов бюджета с 2000 по 2007 год и их постепенное сокращение с 2008 по 2023 год. Мы жили в благоприятный период, но благополучие это было определено прежде всего ростом цен на нефть. Все доходы, связанные с ростом
нефтяных цен, росли -- таможенные пошлины, НДПИ, налоги на природные ресурсы выросли с 4,2% до 10,6% ВВП.

Период с 2000 по 2007 год я бы охарактеризовал как попытку компенсировать недофинансирование бюджетных отраслей в 90-х годах и нащупать приоритеты. А теперь посмотрим в 2023 год. Доходы консолидированного бюджета с 35,7% ВВП уменьшаются до 22,8%.

-- Вопрос, который невозможно не задать сразу: при какой цене на нефть?

-- Все параметры бюджетной стратегии рассчитаны по майскому прогнозу Минэкономики. Он, на наш взгляд, очень оптимистичен. Согласно ему, средняя цена на нефть в текущих ценах за период с 2012 по 2023 год увеличивается с $72 до $106 за баррель, а в постоянных ценах 2012 года -- с $72 до $81. Напомню, нефтяные цены исторически никогда такими высокими не были. Другие параметры в прогнозе Минэкономики тоже оптимистичны: экономический рост в нем не снижается ниже 6%, рост добычи газа на уровне чуть выше 2% в год планируется до 2021 года, а затем уменьшается до 1%. Рост добычи нефти на всем периоде сохраняется на уровне 1-2%.

В любом случае весь период с 2009 по 2023 год цена на нефть будет оказывать все менее значимое влияние на доходы бюджета. Она уже не имеет решающего значения: какой бы она не была высокой, поддержка доходов бюджетной системы в отношении к ВВП при снижении доли сектора к ВВП на длительную перспективу уже невозможна. Если у нас нет таких
доходов к ВВП, то у нас не может быть таких расходов, меняется масштаб экономики.

Из этого, увы, следует, что в ближайшие десятилетия государство будет находиться в ситуации необходимости сокращения госрасходов. Это совершенно новый тренд. Принимая летом предложения министерств и ведомств по расходным статьям бюджета на 2009-2011 годы, я честно скажу -- психологически нам очень сложно быть готовым к тому, что нынешнее изобилие доходов не навсегда. Заявки министерств по некоторым разделам превосходили наши реальные возможности уже в несколько раз. Наконец, есть и еще одна задача -- это обеспечение сбалансированности пенсионной системы.

-- Проблемы пенсионной системы в России понимаются по-разному, ведь ясности с целевой моделью реформы пока нет...

-- Я бы обозначил сразу ряд позиций, которые выглядят на фоне нынешних дискуссий очевидными, но часто забываемыми. Первая -- до 2022 года для женщин, а в случае с мужчинами -- до 2027 года накопительная компонента пенсионной системы еще не заработает. В ближайшие 15 лет мы имеем дело с распределительной пенсионной системой. Второе -- для инвестирования пенсионных накоплений требуется развитый финансовый рынок, который находится в стадии становления. Третье -- начинает сокращаться численность занятого населения при увеличивающейся численности пенсионеров, связанной с ростом продолжительности жизни до 72 лет к 2020 году. По прогнозу Минэкономики, численность занятого населения уменьшится с 68,8 млн человек в 2007 году до 63,2 млн человек в 2023 году. Это увеличит демографическую нагрузку на работающих.

Таким образом, есть три задачи в области сбалансированности пенсионной системы к 2022-2027 годам.
Первая -- стабильность макросреды и снижение инфляции, которые стимулировали бы сбережения. Вторая -- ускоренное развитие финансового рынка, который бы предоставил инструменты для пенсионной системы. Третья -- пенсионное обеспечение в переходный период, до 2022-2027 годов. Целому поколению граждан, даже сейчас выходящих на
пенсию, мы должны обеспечить достойную пенсию после не менее чем 30 лет трудового стажа.

На самом деле, есть и четвертая проблема. Ушедшие на пенсию и 20 лет назад, и 5 лет назад, к сожалению, имеют очень похожую пенсию, которая, по сути, превратилась в социальное пособие. Трудовой стаж или вклад при ее определении имеет несущественное значение. Последние даже шесть лет после начала работы новой пенсионной системы, где была
выделена базовая пенсия и страховая часть, базовая пенсия составляла примерно 38%, а страховая соответственно 62%. Сегодня базовая составляет примерно 49%, а страховая -- 51%. То есть страховая часть в силу недостатков формирования для нее налоговой базы быстро теряет смысл, который в нее был заложен в 2002 году. Мы должны еще и вернуть
стимулы в систему, вернуть роль заработка и стажа в определении пенсии до 2023 года и позже.

Еще есть проблемы уровня пенсий. Сейчас средняя пенсия чуть более 4 тыс. рублей в месяц. В 2000 году средняя пенсия к средней заработной плате, что называют коэффициентом замещения, составляла 31%, а в прошлом году -- 23%. Действующая налоговая система не обеспечивает поддержание этого соотношения даже в ближайшие годы. В правительстве есть общее мнение, что ЕСН нужно реформировать и поступления в Пенсионный фонд должны увеличиться. Если мы не будем решать эту проблему, то более четверти населения, а через 15 лет -- почти треть населения ухудшит материальное положение.

-- Каковы предложения Минфина по налогам?

-- При вышеназванных тенденциях и необходимости сокращения расходов наша задача максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, чтобы избежать повышения налогов на бизнес. Поэтому, решая проблему
пенсионных выплат, предлагается: первое -- вернуть эффективную ставку ЕСН, возможно преобразованного в страховые взносы, к уровню 2005 года. Регрессивная шкала не индексировалась с 2005 года, поэтому эффективная ставка ЕСН снизится до 19% в 2010 году. Второе -- ввести трехпроцентный налог на доходы лиц моложе 1967 года рождения. То есть
на тех, кто формирует накопительную часть пенсии. Сейчас для этой категории граждан работодатель перечисляет на их накопительные счета сумму, равную 6% заработка с учетом регрессии. Эти платежи уменьшают ту часть доходов Пенсионного фонда, которая идет на выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Теперь предлагается, чтобы 6% формировались за счет взноса как работодателя, так и работающего из своей зарплаты. Уточнение этих налогов будет недостаточно для обеспечения выплат пенсионерам на достойном уровне. Поэтому будет введен постоянный
трансферт из ФНБ в размере 0,6% ВВП в Пенсионный фонд, что приведет к его исчерпанию в 2027 году. Кроме того, потребуется дополнительный трансферт из федерального бюджета на поддержку Пенсионного фонда в размере более 1% ВВП.

Таким образом, решение демографических проблем и обеспечение финансовой стабильности может быть проведено за счет минимальной корректировки налогов.

-- Налог на молодое поколение -- наиболее негативно воспринятая идея Минфина. Обращение к этому поколению вполне может вызвать понятный ответ: если мы это политически не поддержим, что будет?

-- Получается, что накопительная часть пенсий для молодых формируется за счет занижения пенсий нынешним пенсионерам. Мы можем констатировать, что без этого решения мы не сможем повысить им пенсии. Беспокойство скорее нужно выразить о другом: эта наиболее активная и трудоспособная часть должна еще дополнительно накапливать
сбережения на свою пенсию. У них есть силы, а главное, время. Поэтому обязательное накопление -- это только часть их накоплений, о которых нужно позаботиться уже сейчас.

--Вы готовы обсуждать вопрос пенсионной реформы в течение десятков месяцев, как это бывает и с менее крупными вопросами правительства с 2005 года?

-- Пока мы не рассчитываем на то, что решение вопроса о пенсионной системе будет перенесено. Октябрь -- это жесткий срок, поставленный нам как окончательный.

-- И вопрос по НДС тоже решится в ближайшие месяцы?

-- На этом я уже буду сам настаивать. Нужно ставить точку и выбирать какой-либо вариант.

Интервью взял Дмитрий Ъ-Бутрин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное