Правительство опять увеличит господдержку пассажирских железнодорожных перевозок. В этом году НДС на перевозки в дальнем следовании уже был снижен с 18% до 10%, а в 2017 году его могут обнулить. Обсуждается и долгосрочная фиксация обнуления НДС, средства от экономии на налогах идут на закупку новых вагонов. По мнению экспертов, обнуление нужно сохранить на три--пять лет, увязав его с обязательной закупкой вагонов, но важно определить источники компенсации потерь бюджета. Сейчас Минтранс уверяет, что государство возместит себе потери за счет роста других налоговых платежей железнодорожников и производителей вагонов.
Правительство обсудит вопрос об обнулении НДС на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании -- об этом вчера на совещании по пассажирскому транспорту сообщил Дмитрий Медведев. По его словам, есть соответствующее предложение Минтранса, что "должно сбалансировать доходы и расходы компаний-перевозчиков, поддержать отрасль транспортного машиностроения".
Минтранс направил финансово-экономическое обоснование обнуления НДС в Минфин 1 сентября ("Ъ" знаком с содержанием документа). В прошлом году обнулялся НДС в пригородном сообщении, а в дальнем следовании ставку лишь снизили с 18% до 10%. Как пишет Минтранс, по итогам первого полугодия достигнут ожидаемый эффект: экономия субсидии федерального бюджета 6 млрд руб. от потребности и увеличение средств, на которые Федеральная пассажирская компания (ФПК, занимается дальним следованием) ОАО РЖД закупает вагоны у Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ), с 6,8 млрд до 10 млрд руб. (законтрактовано 188 вагонов). Также, отмечается в письме, снижена необходимость в возмещении НДС юридическим лицам на 1,1 млрд руб., а налоговые выплаты ФПК в бюджеты сохранены.
По мнению Минтранса, обнуление НДС в дальнем сообщении при сохранении уровня цен на билеты даст ФПК дополнительные доходы 15,7 млрд руб., из которых 9,2 млрд руб.-- в регулируемом сегменте (плацкарт и общие вагоны), а 6,5 млрд руб.-- в дерегулированном (купе и СВ). Эти средства также пойдут на закупку вагонов ТВЗ -- всего 358 штук.
Обнуление ставки НДС -- это дополнительный источник инвестиций, говорит гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Если увязывать это с обязательным заказом на новые вагоны, то "обнуление НДС хотя бы на три--пять лет позволит существенно инвестировать в закупку нового подвижного состава", если не увязывать -- эти деньги просто будут потрачены на текущие нужды, полагает эксперт.
Наталья Скорлыгина




SIA.RU: Главное