Глава Административно-бюджетного управления при экс-президенте США Р. Рейгане и автор нового бестселлера «Trumped!» Д. Стокман называет лишь вопросом времени подорожание золота до уровня как минимум $1950 за тройскую унцию, в то время как Ротшильд покупает золото в связи со вступлением монетарной политики в «неизведанные воды».
Мы все чаще слышим, что выбранный центральными банками путь бесконтрольной генерации ничем не подкрепленных денег – тупиковый, а потеря доверия к Федеральному Резерву обернется кризисом существующей монетарной системы и утратой долларом статуса основной резервной валюты. Независимо от степени достоверности источников информации, дающих почву таким разговорам, четкая направленность на снижение зависимости от доллара путем инвестиций в золото прослеживается в действиях как известных миллиардеров и центральных банков, так и государств.
Мировые центральные банки с момента прихода финансового кризиса 2008 г. увеличили золотые запасы на 2800 тонн. Больше других покупали центробанки России и Китая. Как свидетельствует недавно опубликованная статистика World Gold Council, мировой спрос на золото растет, в связи с чем добывающие компании многих регионов активизируются. Так Россия, являясь на сегодняшний день третьим по величине производителем золота после Китая и Австралии, уже к 2030 г. может стать крупнейшей золотодобывающей страной, согласно данным госкомпании «РОСГЕО». Магаданская область и Республика Саха с их богатыми месторождениями золота позволят нарастить темпы добычи с 245 до 400 метрических тонн в год.
В разработку этих месторождений активно стремятся инвестировать китайские компании. Спрос на золото в Поднебесной к 2020 г., согласно официальным источникам, достигнет 1200 тонн в год. Домашнее производство (при сохранении объемов добычи на уровне 2015 г.) сможет удовлетворить лишь около трети потребности в желтом металле, поэтому Китай активно развивает торговлю физическим золотом и является крупнейшим в мире его покупателем. С апреля текущего года китайцы торгуют деноминированным в юанях благородным металлом на крупнейшей в мире Шанхайской золотой бирже. По сравнению с Лондоном, где золото является преимущественно «бумажным» (в форме деривативов), Шанхай выгодно выделяется – контракты поставочные, и золото самое что ни на есть настоящее. Другие азиатские биржи начинают признавать амбиции Китая как страны, определяющей цену на желтый металл: в июне Гонконг объявил о готовности к запуску торговли поставочными фьючерсными контрактами на золото с расчетами в китайской валюте.
Таким образом, юань шаг за шагом отвязывается от доллара и трансформируется в единицу расчета, подкрепленную золотом. С первого октября китайский юань официально войдет в состав Специальных Прав Заимствования (SDR) Международного валютного фонда, наряду с долларом, евро, иеной и фунтом. Если прогнозы пессимистов относительно будущего экономики США и Федеральной резервной системы оправдаются, то, вероятно, именно «золотеющая» китайская валюта потеснит всесильный доллар.
Максим Ханин, ведущий эксперт «Альпари Голд»