Как стало известно "Ъ", на следующей неделе Россия может в одностороннем порядке прекратить воздушное сообщение с Таджикистаном. Это вызвано нежеланием Душанбе согласовать полеты российских авиакомпаний в страну из нового аэропорта Жуковский. В Таджикистане считают, что аэропорт относится к Москве и для допуска на рейсы в Душанбе нужно пересматривать межправительственное соглашение. Но сейчас на линии работают только таджикские авиакомпании, поэтому российская сторона говорит об ущемлении прав отечественных игроков.
Воздушное сообщение между Россией и Таджикистаном может быть приостановлено 8 ноября, рассказали "Ъ" источники в отрасли и подтвердили в Минтрансе. Такое решение станет ответом на отказ таджикских властей согласовать назначения на полеты российских авиакомпаний из нового аэропорта Жуковский, пояснил один из собеседников "Ъ". По мнению таджикской стороны, говорит он, Жуковский стал четвертым полнофункциональным аэропортом московского авиационного узла, поэтому дополнительное назначение авиакомпаний на рейсы в Душанбе и Худжанд представляет собой одностороннее увеличение Россией количества перевозчиков и частот полетов на этих линиях. На этом основании власти Таджикистана отказались принять назначение российского перевозчика.
В пресс-службе Минтранса "Ъ" пояснили, что, по распоряжению правительства, к Москве относятся международные аэропорты федерального значения Внуково, Домодедово, Шереметьево, а международный аэропорт Жуковский отнесен к Раменскому. Поэтому "попытка таджикской стороны определить статус российского аэропорта нарушает суверенитет властей РФ на своей территории", а их отказ принять назначения российского перевозчика на воздушные линии из Жуковского "является прямым нарушением" межправсоглашения о воздушном сообщении.
В Минтрансе подчеркнули, что авиавластям Таджикистана следует учитывать, что основные пассажиры на этих маршрутах -- "таджикские трудовые мигранты, обеспечивающие за счет РФ до 48% ВВП Таджикистана". Если позиция таджикских властей не изменится, то приостановка воздушного сообщения со стороны РФ вступит в силу, чтобы "не допустить ущемление прав" российских авиакомпаний, сообщили "Ъ" в Минтрансе.
Эксперт Общественной палаты РФ по вопросам гражданской авиации профессор Борис Елисеев считает, что с учетом несопоставимого числа перевозчиков в РФ и странах СНГ "конфликт в подобных вопросах неизбежен". Смягчить переговорную позицию государствам СНГ довольно сложно, поскольку стороны будут стремиться ограничивать конкуренцию, отстаивая интересы национальных перевозчиков. Компромиссным подходом было бы развитие аэропортовой инфраструктуры, отмечает эксперт.
Елизавета Кузнецова




SIA.RU: Главное