Российский кинотеатральный рынок в очередной раз стоит на пороге серьезного передела: Александр Мамут, владеющий московскими кинотеатрами "Пионер" и "Художественный", купил крупнейшую киносеть "Синема Парк" и хочет объединить ее с основным конкурентом -- "Формулой кино". Новый игрок получит пятую часть всех российских кассовых сборов и сможет ставить условия дистрибуторам и поставщикам. Слить крупнейшие киносети на раздробленном российском рынке хотели многие, включая бывших владельцев "Синема Парка" Владимира Потанина и Саида Керимова. Последней попытке помешал кризис на рынке кинопоказа, но в 2016 году он наконец вернулся к росту.
Кино на любителя
На прошлой неделе Александр Мамут завершил покупку крупнейшей в стране кинотеатральной сети "Синема Парк" у сына Сулеймана Керимова Саида. Сеть заинтересовала бизнесмена не только сама по себе: он задумал объединение крупнейших игроков в кинопоказе, где ни один пока не занимает существенной доли. Переговоры шли с лета, а когда информация о сделке стала публичной, заинтересованность в продаже выразили киносети "Люксор" и "Мори Синема", рассказывали источники "Ъ" на рынке.
Но для господина Мамута интерес представляли в первую очередь крупные игроки с существенными долями в кассовых сборах -- "Синема Парк" и "Формула кино", а также, вероятно, "Каро", уточнял один из собеседников "Ъ". Переговоры о приобретении "Формулы кино" с ее владельцами -- инвестподразделением "Альфа-групп" А1 и Владимиром Захаровым -- уже в активной стадии. Предметных переговоров с владельцами "Каро", по данным "Ъ", пока нет.
Сам Александр Мамут объяснил "Ъ" свой интерес к рынку кинопоказа тем, что хотел "сделать хороший кинорепертуар для более широкой взрослой аудитории, увеличить посещаемость и немного заработать". У него уже есть профильные активы: десять лет бизнесмен развивает кинотеатр "Пионер", одну из самых заметных независимых киноплощадок в Москве, а в конце 2016 года договорился с мэрией о долгосрочной аренде "Художественного" в обмен на реставрацию, которая обойдется минимум в 1 млрд руб.
"Синема Парк" занимает первое место в РФ по числу экранов. Сеть основана в 2004 году и долго входила в холдинг "ПрофМедиа" Владимира Потанина, который в 2011-м приобрел и присоединил к ней Kinostar de Luxe. "Формула кино" -- второй игрок по числу залов. А1 получила контроль в этой сети в 2012 году и объединила ее со своей "Кронверк Синема". "Синема Парк" и "Формула кино" -- лидеры рынка и по эффективности, подчеркивает исполнительный директор A&NN господина Мамута Надежда Ермакова. "Синема Парк" лидирует в регионах, "Формула кино" -- в Москве и Санкт-Петербурге, причем, по словам госпожи Ермаковой, их кинотеатры почти не конкурируют друг с другом, что "позволит достичь максимальной синергии". Две сети с общей долей кинозалов 15% обеспечат в целом примерно пятую часть общего бокс-офиса в России, сообщила госпожа Ермакова "Ъ".
Владельцы киносетей не раз пытались консолидировать рынок. Еще в 2014 году Владимир Потанин интересовался поглощением "Формулы кино", которая была выставлена на продажу и оценивалась в $250-350 млн, или "Каро". Активный интерес к покупке "Синема Парка" и объединению его с "Формулой кино" проявлял при Михаиле Лесине холдинг "Газпром-медиа".
Экраны вернулись к росту
Долгие годы рынок кинопоказа уверенно рос, привлекая новых инвесторов. В 2012 году произошла крупнейшая на тот момент для рынка сделка: контроль в киносети "Каро", некогда самой большой в стране, у ее основателей приобрел консорциум в составе Baring Vostok, РФПИ, UFG Private Equity и Пола Хета. Господин Хет за год до этого продал киносеть Kinostar de Luxe примерно за $170 млн "Синема Парку" Владимира Потанина и хотел продолжать инвестировать в перспективный тогда сектор. Новые владельцы "Каро" сразу объявили о планах в течение трех лет потратить $100 млн на открытие новых многозальных кинотеатров. В 2014 году "Каро" сообщила о старте еще одной амбициозной инвестпрограммы -- уже на $150 млн до конца 2015 года.
Но экономика кинотеатров начала ухудшаться, и на падающем рынке инвестиции такого порядка оказались несвоевременными. Рост посещаемости продолжался до 2013 года, а в следующие два года стабилизировался на уровне около 191 млн зрителей в год, подсчитала Movie Research. Рост кассовых сборов тоже не удавалось поддерживать в темпе последних 15 лет: в последние годы они увеличивались незначительно, поскольку рынок "достаточно насыщен", объясняет исполнительный директор Movie Research Александр Лужин.
Пол Хет признает, что 2014 год стал худшим в российском кинопрокате. На бизнес повлияли макроэкономические факторы и скачки курсов валют. Киносети платят аренду торговым центрам в долларах и евро, оборудование для кинопоказа также закупают за валюту. Стоимость открытия зала удвоилась, а доход, который кинотеатры получают в рублях, оставался в лучшем случае на том же уровне.
В 2016 году в отрасли произошел подъем, следует из данных журнала "Кинобизнес сегодня" и компании comScore. После трех лет стагнации посещаемость выросла до 196 млн, а кассовые сборы увеличились на 8% -- почти до 48 млрд руб., притом что цена билета снизилась на 4%. В отличие от других видов развлечений, где наблюдался инфляционный рост цен (ресторанов, театров, цирков), на билетах в кино инфляция не отразилась, указывает Александр Лужин. Кинотеатры поддерживали стоимость на уровне прошлых лет, чтобы увеличивать приток посетителей, и это сработало.
Еще одна причина роста -- открытие новых кинотеатров в городах, где до того не было кинопоказа.
Массовый показ
На крупных западных рынках (США, Южная Корея, Китай, Великобритания) укрупнение, о котором много лет не могут договориться российские инвесторы, произошло уже давно, отмечает директор по кинопоказу "Централ Партнершип" Вадим Верещагин. Российский рынок сильно разобщен. Первая десятка операторов контролирует меньше половины экранов в стране; всего в России 1388 кинотеатров с 4393 залами, из которых на десять киносетей приходится 405 кинотеатров с 1898 залами. Они получают только 50% киносборов, остальное приходится на независимые кинотеатры. В последние годы рынок растет в основном за счет регионов, тогда как доля перенасыщенных кинозалами Москвы и Петербурга в общей кассе ежегодно падает, напоминает господин Верещагин.
Читайте также:
Укрупнение киносетей могло бы их владельцу снизить расходы за счет масштаба и "усилить переговорную позицию" с дистрибуторами и другими партнерами, свидетельствуют опрошенные "Ъ" участники рынка. Как отмечает Александр Лужин, во многих бизнес-процессах, включая, например, гарантийные платежи партнерам, крупная сеть окажется в более выгодном положении.
"Наши киношные контрпартнеры, студии -- практически монопольный рынок. Они между собой договариваются. Наши поставщики, например напитков -- Coca-Cola и Pepsi, тоже практически монополисты. Чтобы вести с ними дела на равных, нужен вес, а у нас первая тройка занимает от силы 20% рынка",-- рассуждает гендиректор "Формулы кино" Юрий Кириллов. Фаза взрывного "подросткового" роста, по его словам, пройдена, и рынок превращается в зрелый бизнес, где на первый план выходит эффективность управления.
Анна Афанасьева, Евгений Хвостик, Яна Рождественская, Алена Миклашевская




SIA.RU: Главное