С тех пор, как президент России Владимир Путин заявил о том, что к современным технологиям блокчейна и криптовалют надо внимательно относиться и изучать их, в России к криптовалютам резко изменилось отношение в положительную сторону. Правительство включает в портфели государственных проектов в области электронной и цифровой экономики технологии блокчейна, а в Банке России заявляют о том, что финансовый регулятор работает над созданием российской криптовалюты. О том, что у криптовалют есть серьезные перспективы на евразийском экономическом пространстве недавно заявил и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, предложивший создать мировую криптовалюту, которая позволила бы снизить волатильность на финансовых рынках и избавить мир от перекосов и конфликтов в торговых отношениях. Возможно ли, что в свете подобного интереса к криптовалютам на столь высоком уровне в России и Казахстане, в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится собственная криптовалюта? Если такое возможно, то как и где она сможет применяться?
Мы полагаем, что с технологической точки зрения создание единой евразийской криптовалюты для целей взаимных расчетов между странами ЕАЭС вполне реально. Более того, расчеты в единой криптовалюте позволили бы избежать такой сложной проблемы между странами-членами ЕАЭС, как унификация денежно-кредитной политики разных стран. Например, когда одна страна, входящая в ЕАЭС, по тем или иным причинам девальвирует свою национальную валюту, то остальные страны вынуждены поступать так же, чтобы избежать потери конкурентоспособности своей аналогичной продукции. В частности, обвал рубля из-за мирового экономического кризиса в 2014 году во многом подтолкнул монетарные власти Казахстана к девальвации тенге в 2015 году.
Читайте также:
Возможность создания единой евразийской «традиционной» валюты вместе с созданием единого центрального банка ограничивается слабостью экономик многих стран-членов ЕАЭС. Единая евразийская криптовалюта позволила бы решить многие подобные проблемы. Но для реализации этой цели необходима унификация регулирования таких валют во всех странах ЕАЭС, ведь в некоторых из них криптовалюты пока находятся вне закона. Кроме того, для эффективных международных расчетов в единой криптовалюте нужна сначала будет единая евразийская валютная биржа, где будет определяться обменный курс данной валюты. В будущем, если такие проблемы решить окажется несложно, криптовалюты смогут стать средством расчетов внутри ЕАЭС.
Но пока без ответа остается самый главный вопрос: зачем нужно отказываться от проверенных веками технологий расчета в традиционных валютах, даже несмотря на все их недостатки? Только когда все участники единого евразийского рынка увидят преимущества расчетов в криптовалютах по сравнению с традиционными, можно будет всерьез говорить о том, что виртуальные валюты становятся конкурентами традиционным деньгам.
Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента Альпари