Кто не знает иркутскую языковую школу Easy School? С каждым годом мощь и популярность школы растет, несмотря на высокую конкуренцию. Компания активно развивается и открывает новые филиалы и франшизные точки в разных городах. 3 августа на бизнес-завтраке, организованном Павлом Ступко, управляющим партнером компании «Промышленные продажи», основатель Easy School, Рик Уолкер, рассказал о том, как к нему пришла идея преподавать английский язык и как его бизнес достиг таких масштабов. Портал SIA.ru выбрал самые яркие высказывания спикера.
«Я начал заниматься бизнесом с пяти лет»
С рождения во мне живут две личности: учитель и предприниматель. Я начал заниматься предпринимательством с пяти лет. В дефицитное советское время приходилось очень тяжело, и я торговал всем, что мог сам вырастить, собрать, вплоть до черемухи. Эти ограничения стали толчком к развитию – хотелось скорее вырваться из этого круга вечной нищеты.
«Учительство – мой талант, я преподавал с двух лет. Я платил своему младшему брату за возможность его обучать»
Но я никогда не думал, что стану учителем, ведь в 90-е годы, как, в прочем, и сейчас, профессия учителя не популярна и не прибыльна. Родители вообще считали, что я должен работать в банке. Я учился в математическом классе, потом поступал в Москве на экономиста, но, слава богу, не поступил. Мы все что могли, сделали, но ничего не получилось. А потом я решил, что мне нравится английский и пошел в Иняз.
«Мой домашний телефон был телефоном школы»
Как начиналась школа? Я распечатал на работе у отца объявления «Хотите выучить английский? Уникальная методика!», указал в контактах домашний телефон и развесил на подъезды. Люди начали звонить. Младшая сестра постоянно отвечала на звонки. Но возможности купить отдельный телефон и нанять специально человека, который бы отвечал на звонки, у нас не было, и мой домашний телефон долго оставался телефоном школы.
Много лет эти курсы не приносили видимого эффекта в плане денег, потому что много чего нужно было сделать, купить. Но я с самого первого года чувствовал себя счастливым. Рядом с домом занимаюсь таким классным делом, да еще и деньги за него получаю!
«Когда я создавал компанию, у меня не было даже компьютера»
17 лет назад в начале моего пути у меня не было ни кабинета, ни денег, ни компьютера, ни учебников. У меня была только идея «просто объяснять английский язык». Тем более, что я знал, что у меня это неплохо получается. Самым сложным было не свернуть с пути. Очень хотелось торговать. Открыть какой-нибудь павильон с одеждой, например. Но все каким-то чудесным образом не удавалось.
Только спустя восемь лет, когда количество учеников достигло 500, я достиг таких масштабов, которые мог уже назвать бизнесом. Сейчас их количество в Иркутске выросло до нескольких тысяч.
«Важно посеять семя, которое через два-три года даст ростки»
Я боялся продавать франшизу, потому что боялся, что это не сработает, и потом будет сложно настроить других и самому в это поверить. Я не представлял, как наш опыт можно повторить в другом городе. Нужна была какая-то лайт-версия того, что мы здесь делаем. Потому что здесь нас все знают, а там – никто. Да и люди, покупающие франшизу, не готовы ждать 10 лет. Им надо что-то быстрее, иначе они просто сдуются. Я говорю им, что нужно поработать года три-четыре только на выживание, а потом, если сойдутся звезды, и вы соберете и вдохновите отличную команду и будете действительно отличаться, то, наверное, у вас получится.
А этим летом случился прорыв.
«Мы совершали ошибку, когда искали людей с большими деньгами и не смотрели в сторону малого бизнеса»
Паушальный взнос по нашей франшизе стоит 800 тысяч рублей, а на развитие школы понадобится еще пара миллионов. Сумма внушительная, люди боялись рисковать. И мы решили изменить условия. Теперь хотим продавать франшизу за 300 тысяч рублей и давать им столько, сколько можно, лишь бы посеять это семя, которое через два-три года даст ростки. Нам нужно завести как можно больше таких школ по стране. И наша заинтересованность не в деньгах, а в том, что это может «выстрелить» через четыре-пять лет. Если они превратятся во что-то, похожее на нас, это будет действительно круто.
«Один из главных критериев хорошего урока – каждые 10 минут в аудитории должен звучать смех»
Мы поняли, что наши принципы преподавания можно перенести на любой другой предмет. Сначала были языки, потом появились другие предметы, 5 лет назад появился английский детский сад. Месяц посещение Easy-детского сада стоит 22 тысячи рублей. В этом году мы получили лицензию на общеобразовательную школу, это стоило нам немалых усилий. Зато уже первого сентября у нас откроется первый класс (будут русская и английская программы). Обучение стоит от 21 до 24 тысяч в месяц.
Однако многие новые проекты пока что совсем не приносят прибыли. Самое рентабельное у нас сейчас – курсы английского языка, однако мы надеемся, что все остальное тоже когда-нибудь «выстрелит».
«Хороший предприниматель – это тот, который хочет развить свою идею, а нее заработать деньги»
Нас тошнит от сетевого маркетинга. Если ты бизнесмен, если это твой талант, значит, ты должен бороться за этот талант. А если ты чувствуешь, что это не твое, то не надо рваться за этим. Просто найди свою команду, людей, с которыми ты сможешь реализовать свой талант. И тебя будут ценить, носить на руках.
«В России непаханое поле для бизнеса, здесь много что можно сделать»
Ведь почти все здесь находится на очень низком уровне: наш бизнес, наша культура. Это нужно развивать.
В России мне не нравится желание граждан иметь атрибуты успешного человека, их пессимизм, во многом нелюбовь к стране, жажда денег, хамство, невежество. Но уезжать из России я никогда не хотел.