Банк России неоднократно выражал обеспокоенность тем, что по мере снижения ключевой ставки население перестанет сберегать и либо увеличит потребление, либо начнет покупать валюту. И последние данные Росстата подтверждают, что сейчас население отходит от сберегательной к потребительской модели поведения. Аналитики Райффайзенбанка считают, что в этом нет ничего удивительного: в нормальных экономических условиях в России население потребляет больше, чем сберегает, и только в кризисные периоды это меняется.
ЦБ обеспокоен возможностью сокращения депозитов на фоне снижения ключевой ставки
Банк России неоднократно выражал обеспокоенность тем, что по мере снижения ключевой ставки население перестанет сберегать и либо увеличит потребление, либо начнет покупать валюту. В частности, опасения регулятора касались возможного сокращения депозитов населения по мере снижения ключевой ставки. Для того, чтобы понять, насколько оправданы эти опасения, на взгляд аналитиков Райффайзенбанк, важно ответить на два ключевых вопроса:
1) действительно ли население переходит от сберегательной к потребительской модели поведения?
2) какие факторы определяют динамику сбережений, и насколько важен для них уровень ставки, т.е. насколько на них может влиять политика ЦБ?
Для начала необходимо определиться, что же считать сбережениями. Согласно определению Росстата, это не только рублевые депозиты, но в целом все денежные средства, которые не идут на потребление (то есть сбережения = располагаемые доходы - потребление товаров и услуг). Сбережения растут постоянно: объем их прироста в реальном выражении (то есть рассчитанного в постоянных ценах), по данным Росстата, практически всегда положителен.
Население сберегает всегда, но по-разному
Это неудивительно: в долгосрочном периоде реальные доходы населения (то есть доходы, рассчитанные в постоянных ценах) имеют тенденцию к увеличению (за исключением кризисных периодов), а т.к. в среднем около 30% доходов идет на сбережения, рост доходов обеспечивает наращивание сбережений. В свою очередь, в кризисные периоды для нашего населения действуют иные мотивы сберегать и сокращать потребление:
1) неопределенность относительно своих будущих доходов;
2) ослабление курса рубля, которое побуждает людей покупать инвестиционные товары или иностранную валюту с целью зафиксировать покупательную способность своих текущих доходов/сбережений;
3) высокая ставка по рублевым активам, которая делает депозиты более привлекательными. Таким образом, население сберегает всегда, вопрос лишь в уровне и скорости прироста сбережений.
Модель поведения населения определяется тем, насколько быстро растут сбережения
Определить тип поведения населения (больше сберегать или больше потреблять) можно несколькими способами. Например, индикатором может послужить изменение прироста сбережений относительно доходов населения (средняя склонность к сбережениям): если она отклоняется от долгосрочного уровня вверх – значит, больше сберегается, чем тратится, и наоборот. Поскольку сложность такого подхода состоит в определении долгосрочного уровня средней склонности к сбережениям, аналитики решили использовать другой, более практичный способ. Он основан на сравнении скорости прироста сбережений с темпом прироста доходов: если сбережения растут быстрее доходов, значит, население следует сберегательной модели поведения и наоборот.
Сейчас их рост замедляется и отстает от темпов роста потребления…
Таким образом, для того, чтобы показать совместную динамику этих двух показателей, нужно сравнивать доход не со всеми сбережениями, а с их приростом. На графике можно увидеть, что сейчас наблюдается, как минимум, два признака отхода населения от сберегательной модели поведения: во-первых, сбережения в реальном выражении начали снижаться, а во-вторых, их динамика оказывается слабее изменения реальных располагаемых доходов.
… что указывает на постепенный отказ населения от сберегательного поведения
Таким образом, аналитики согласны с утверждением ЦБ о том, что сейчас население постепенно переходит от сберегательной к потребительской модели поведения. Однако в этом нет ничего удивительного: в нормальных экономических условиях в России население потребляет больше, чем сберегает, и только в кризисные периоды это меняется (вероятно, сейчас уверенность в том, что худшее позади, повышается, и люди начинают больше тратить). В этой связи обеспокоенность ЦБ, на взгляд аналитиков, объясняется тем, что контролировать потребительское поведение в подобной модели с помощью ключевой ставки гораздо сложнее, чем когда население больше сберегает. А в условиях жесткой цели по инфляции снижение эффективности мер монетарной политики совсем нежелательно для регулятора (особенно учитывая и без того значительный вес немонетарных факторов в инфляции). В этой связи закономерен второй, поставленный в самом начале, вопрос: что же влияет на выбор населения потреблять или сберегать, как он зависит, в частности, от ставок, курса рубля, динамики доходов и т.п.
Вопрос о том, сколько сберегать, зависит далеко не только от уровня ставки по рублевым депозитам
Казалось бы, ответ на вопрос достаточно очевиден: рублевые депозиты физлиц, которые, как многие полагают, являются основным средством сбережения, должны сокращаться по мере снижения ставки, и, соответственно, в этот момент население предпочитает больше потреблять. Однако, даже если это так (т.е. если ставка действительно влияет на прирост депозитов), по данным Росстата, депозиты занимают лишь ~35% в общем объеме сбережений населения.




SIA.RU: Главное